Елена Хохлова
Конспект занятия «Конвенция о правах ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Ознакомление детей с «Конвенцией о правах ребенка».
• Формирование правовой культуры.
• Дать детям представление об их правах и обязанностях.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме.
Публикация «Конспект занятия „Конвенция о правах ребенка“» размещена в разделах
• Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на игру, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на любовь и заботу).
• Систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях.
• Рассмотреть права сказочных героев в сказках, учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права героев.
Развивающие:
• Развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.
• Развивать умение рассуждать, анализировать, умение общаться в коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
• Способствовать развитию вежливости, доброжелательности.
Коррекционные:
• Развитие мелкой моторики рук, правого и левого полушарий головного мозга.
• Развитие речи, внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование:
• Рисунки-символы прав (право на жизнь и имя, право на образование, право на любовь и заботу, право на медицинское обслуживание, право на игру).
• Мяч;
• Шляпа;
• Игрушка «Сердечко»;
• Две верёвки.
Планируемые результаты:
• знает свои права и обязанности,
• умеет уважать права других людей,
• отвечает на вопросы педагога, используя в речи антонимы и сложные предложения
Ход занятия:
I. Организационный момент. Настрой на работу.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное занятие.
День необычный сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать Вас!
Здесь для игры собралась детвора,
Её начинать нам настала пора.
Игра «Пластический этюд».
Цель. Развивать позитивное взаимодействие детей.
Воспитатель: Встанем в круг и поиграем. Называется игра «Пластический этюд». Я буду читать стихотворение, а вы, что слышите, то и показываете руками.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко,
Размешаю тесто ложкой,
Всё с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну,
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю.
Покажу свое уменье –
Вылеплю я сто пельменей!
II. Введение в тему.
Воспитатель. Ребята, в этой игре вы использовали свое воображение. Мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все с момента рождения имеем права человека, и они не могут быть отняты у нас. Права – это такие правила, и нужны они для того, чтобы вам всегда жилось хорошо. А мамы и папы, бабушки и дедушки, а так же воспитатели, учителя, доктора, полицейские и ещё много - много взрослых должны выполнять их.
Воспитатель: Да, ребята у всех людей есть права и обязанности. Как вы думаете, у детей есть права?
Дети: Есть.
Воспитатель: Какие они, по-вашему?
Дети: Право : на жизнь, на семью, на ученье, на отдых, на медицинское обслуживание, на имя, на свободу, на жилище, на питание, на имущество, на друзей, на собственное мнение, на выбор, на защиту, на заботу, на любовь, на внимание, на помощь, на развитие.
III. Основная часть.
Тема нашего сегодня занятия звучит так : «Конвенция о правах ребенка».
Воспитатель: Где записаны эти права?
Дети: В Конвенции прав ребенка.
Воспитатель. А что такое право?
Высказывания детей.
Воспитатель. Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это такая книга, которую придумали взрослые дяди и тёти – умные и очень-очень добрые. В ней они записали ваши права. Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права. В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
У каждого человека есть права. Он уже рождается с правом на жизнь. Это значит, что государство и родители должны заботиться о ребенке, сохранять и защищать его жизнь. Чем старше становится ребенок, тем больше прав у него появляется.
Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами поговорим о главных правах, которые имеет каждый ребенок : на имя, на заботу (на семью, на жилье, на медицинскую помощь, на образование, на отдых.
1. Первое право, о котором пойдет речь – право на имя.
Воспитатель: Имена – это слова особые. Древние люди считали, что с именем человека связана его дальнейшая судьба. (Показываю свидетельство о рождении) После рождения вы получаете первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. Там написано ваше имя, фамилия, отчество, дата, когда вы появились на свет, имена ваших родителей. У каждого человека есть имя.
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Как вы думаете, зачем человеку имя?
Размышления детей. Чтоб нас не перепутали, различали
Воспитатель: Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя.
Игра с мячом «Дин - дон». Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.
Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.
Ну а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй.
Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!
Как зовут котенка? Кис – кис – кис!
Ну а как ребенка?.
Воспитатель: Имя – это выражение нашей индивидуальности. Это наша история, наши предки, наши корни. У вас у всех красивые имена.
Игра «Шляпа знакомств».
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество и при этом принимать какую-то позу. Остальные ребята будут повторять показанную позу и хором называть ваше имя. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)
-Что вы почувствовали, когда ребята называли вас по имени?
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
- Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами).
Ситуация.
Воспитатель: В одном детском саду произошла такая история. Мальчик по имени Вовочка, так его ласково называют дома, первый раз пришёл в детский сад. Воспитатель представила его ребятам и сказала, что он самый маленький и поэтому все должны о нём заботиться, помогать ему. Однажды кто-то из ребят назвал его малышом, и с тех пор все стали его так называть. Дети даже не помнили его имени. Звали малышом или плаксой. Вовочке было очень обидно слышать эти прозвища…
- Почему было обидно Вовочке?
- А если вас обзовут каким-то нехорошим словом или будут называть вас по прозвищу или кличке, вам это понравится? Почему?
Воспитатель: Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и становится как бы частью его самого. Поэтому, есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами.
Игра «Объясни имя».
Цель. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие и внимание.
Воспитатель: У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:
• Незнайка (он ничего не знает).
• Корова Бурёнка (коричневая, бурая).
• Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями).
• Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле).
• Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета).
• Дюймовочка (девочка очень маленького роста).
• Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать).
• Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).
Воспитатель: А сейчас давайте усложним задание. Я буду называть качества, а вы назовё те имя сказочного героя:
• Девочка белая как снег (Белоснежка).
• Девочка с синими глазами (Синеглазка).
• Очень тихий человек (Тихоня).
• Девочка с золотыми волосами (Златовласка).
• Мальчик, который много знает (Знайка).
• Человек, который всё время ворчит (Ворчун).
• Девочка из снега (Снегурочка).
• Курочка пёстренькая, рябенькая (Курочка Ряба).
Воспитатель: Замечательно всё объяснили. А ваши имена тоже не простые. Каждое имя что-то обозначает:
• Вадим - большим заблуждением является мнение о том, что имя Вадим сходно с именем Владимир, которое означает «владеющий миром». Эти два имени абсолютно разные и сулят своим обладателям разные судьбы. Также существует немало источников, утверждающих, что происхождение имени Вадим основывается на древнерусском слове «вадити» – сеять смуту, раздор. Но это отнюдь не правда, так как имя это хорошее и несет невероятную волю и силу.
• Ида – происходит от греческого плодородная.
• Вероника - происходит от греческого несущая победу.
• Александра – греческого происхождения: мужественная, защитница, «помощь, надежда».
• Виктор – латинского происхождения «Победитель».
• Денис – от церковного происхождения «Дионисий» - весельчак.
• Нина – от греческого происхождения «Царица».
• Иван – от еврейского происхождения Милость божия.
• Марина – морская;
2. Рисунок-символ «Сердечко».
- Как вы думаете, какое право может обозначать этот символ? (право на любовь и заботу).
- Что означает слово «забота»?
- Кто о вас заботится?
Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые должны заботится о маленьких.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
• Наталья Геннадьевна –
• Любовь Алексеевна –
• Светлана Алексеевна –
• Наталья Михайловна -
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
Ребенок : Я обязан убирать за собой игрушки после игры
Ребенок : Я заправляю постель
Ребенок : Дети обязаны слушаться своих воспитателей, учителей, младших воспитателей.
- Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы?
Воспитатель: Вы действительно почувствовали, как важны любовь и забота. Это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.
- Как вы думаете, а в вашей любви и заботе кто-то нуждается? Кто?
- Что вы можете сделать для тех, кто ждёт об вас любви и заботы?
Воспитатель: Любовь и забота – это не только ваше право, но и ваша обязанность - это не только красивые, добрые слова, но и добрые дела, поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь сделать всем что-то приятное.
Упражнение «Согрей птенца» (фонограмма).
Цель. Развивать чувство доброжелательного и заботливого отношения друг к другу.
Воспитатель: Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет вам выразить свою любовь и заботу.
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, согрейте его своим ровным, спокойным дыханием. Прижмите птенца к груди, успокойте его. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Ему будет на воле хорошо.
- Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём?
Воспитатель: Вы почувствовали, что о ком-то заботиться не только приятно, но и очень ответственно. А стать добрым «волшебником» вовсе нетрудно.
Стать добрым волшебником -
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
Игра «Прогулка по ручью».
Цель: развитие взаимодействия в группе, внимания, ловкости.
Воспитатель: Ребята, а не пора ли нам отдохнуть? Как вы думаете, какой отдых самый лучший? (ответы детей). Конечно, на свежем воздухе. Вот и мы с вами сейчас отправимся погулять. Игра называется «Прогулка по ручью». На полу разложены верёвки. Это ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Дети становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь. Дальше передвигаются все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегу ручья. Оступившиеся становятся в конец цепочки.
Замечательно отдохнули!
3. Рисунок-символ «Красный крест»
Воспитатель: Ребята, вы знаете стихотворение К. Чуковского «Барабек»?
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу.
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
Воспитатель: Почему у Робина заболел живот?
- Чем опасно переедание?
Воспитатель: Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться. А как ещё нужно заботиться о своём здоровье? (умываться, делать зарядку, закаляться, вовремя ставить прививки).
Воспитатель: Но, если вы вдруг заболеете, кто вам поможет? Правильно, доктор.
Воспитатель: Какого знаменитого сказочного доктора вы знаете? (Айболит).
Третье право – каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь.
Воспитатель: Право на медицинский уход означает, что каждый ребенок имеет право на бесплатное лечение, помощь врачей и прививки против разных заразных болезней.
Показываю картинку из книги К. И. Чуковского «Айболит».
- Что это за сказка, что за герои изображены? (ответы)
- Что нужно сделать, если вдруг заболеешь? (ответы)
- К какому врачу нужно пойти, когда простудился? (ответы)
- А кто нас вылечит, если заболит ухо? (ответы)
- А кто нас вылечит, если глаза заболят? (ответы)
- А кто нас вылечит, если зубы заболят? (ответы)
- А кто делает операции? (ответы)
- Кто берет на анализ кровь? (ответы)
- Ну а чтобы не болеть, что нужно? (ответы)
- Каждый ли человек имеет право на лечение?
Воспитатель: Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал.
-А Ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
- Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.
Кинезиологическое упражнение «Теремок».
Цель: Стимуляция работы правого и левого полушарий головного мозга.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети поднимают руки над головой. Кончики пальцев левой и правой руки соединяются – имитация «крыши».
Он не низок, не высок, не высок. Приседают – «низок», встают - «высок».
На двери висит замок, да замок.
Кто бы тот замок нам открыть помог? Сцепляют пальцы рук в «замок» так сильно, чтобы пальцы покраснели.
Слева зайка, справа мишка. Кивают головой один раз влево, один раз вправо.
-Отодвиньте-ка задвижку! Тянут руки в разные стороны, но пальцы оставляют в замке – «крепкий замок».
Слева ёжик, справа волк. Кивают головой один раз влево, один раз вправо.
-Нажимайте на замок! Сильнее сжимают пальцы.
Зайка, мишка, ёжик, волк
Открывают теремок, теремок. «Открывают замок» - разводят руки в разные стороны.
4. Рисунок-символ «АБВ».
Игра «Есть или нет».
Цель. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие и внимание
Все встают в круг и берутся за руки. Воспитатель – в центре. Он объясняет задание:
Воспитатель: Если согласны с утверждением, то поднимаете руки вверх и кричите «ДА», если не согласны, то опускаете руки и кричите «НЕТ».
• Есть ли в поле светлячки?
• Есть ли в море рыбки?
• Есть ли крылья у телёнка?
• Есть ли клюв у поросёнка?
• Есть ли гребень у горы?
• Есть ли двери у норы?
• Есть ли хвост у петуха?
• Есть ли ключ у скрипки?
• Есть ли рифма у стиха?
• Есть ли в нём ошибки?
- Ребята, откуда вы так много знаете? (ответы детей).
- Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.
Сейчас вы учитесь в школе. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основная ваша обязанность - посещение уроков и выполнение домашнего задания. В школе дети получают необходимые знания. Затем учебу можно продолжить в училище. Каждый человек выбирает сам, кем он хочет стать. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными.
- А в школе не обойтись без письменных принадлежностей. Отгадайте-ка, о чем буду мои загадки
1. Стальной конек по белому полю бегает, за собой черные следы оставляет (ручка)
2. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (карандаш)
3. У карандаша простого есть помощница одна, если сделает ошибку, вмиг сотрет ее она (ластик)
4. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка?
Можешь и нарисовать! Что такое я? (тетрадь)
5. Эта книга не простая, по ней я буквы изучаю (букварь)
6. Линию прямую ну-ка сам нарисовать сумей-ка, это сложная наука и поможет здесь (линейка)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
- Для чего надо учиться? (Чтоб получить свидетельство об окончании)
- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
5. Рисунок - символ «Игрушки»
- Дети очень любят играть с игрушками. У них есть на это право.
- Это право очень важное, особенно для ребят. Как вы думаете, почему?
- Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые воспитатели, учителя, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.
-Но у вас есть и обязанности. Какие? (не мешать играм других детей, выполнять правила игры, уступать друг другу в игре, играть дружно, беречь игрушки)
Игра «Найди и промолчи».
Цель. Развивать произвольное поведение, умение сдерживаться.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди и промолчи». Расскажите правила игры (молча ищем игрушку, нашли – молча отошли в сторону и наблюдаем за действиями других детей). А искать будем вот это сердечко (игра повт. 2 раза)
Игра «Кто права нарушил?»
Цель. Развивать умение детей правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто права нарушил?»
Ход игры: Нужно определить, кто и какие права нарушает? (Работа по иллюстрациям)
• «Колобок» - Лиса нарушила право на жизнь. Она съела колобка.
• «Заюшкина избушка» - Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища, выгнала зайца из дома.
• «Маша и медведь» - медведь нарушил право на свободу, не отпускал Машу домой.
• «Красная шапочка» - волк, право на жизнь, съел бабушку и Красную шапочку.
Какие права нарушены?
• «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - право на жизнь,
• «Гуси-лебеди» - право на неприкосновенность,
• «Заюшкина избушка» - право на жилье,
• «Маша и медведь» - право на свободу выбора.
• «Золушка» - право на отдых
• «Доктор Айболит» - право на помощь, медицинское обслуживание;
• «Буратино» - право на образование, учение, развитие.
• «Волк и семеро козлят» - право на семью; на жизнь;
- Какие права нарушила коза?
- Что могла сделать коза, чтобы так не получилось? (не оставлять козлят без присмотра взрослых).
- Какое право нарушил волк? (право на неприкосновенность чужого жилья).
- Что сделали не правильно козлята? (Открыли дверь).
- Что мы не должны делать, когда мы одни дома без взрослых? (Не открывать дверь, не подходить к окну, не включать электрические приборы, не брать режущие предметы).
Воспитатель: А какие права имеют эти герои?
• «Золушка» - право на отдых, на любовь;
• «Царевна-лягушка» - право выбора, право на свободу;
• «Три поросенка» - право на жилище, на жизнь.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно определили права наших героев.
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Ну вот, ребята, сегодня мы с вами побывали в гостях у Конвенции, познакомились с вашими правами.
- Что такое право?
- Что такое Конвенция?
- Назовите права, о которых мы сегодня говорили. Воспитатель показывает на картинки, а дети называют.
Воспитатель: Это далеко не все права. Но за одно занятие узнать их все невозможно. Об остальных мы узнаем позже.
- Ребята, что интересного вы узнали на занятии?
- Что нового вы узнали сегодня?
Дети: - Я узнала о правах и обязанностях.
- Узнала, что и у героев мультфильмов есть права и обязанности.
- Мне понравилась физкультминутка
- Мне понравилось раскрашивать картинки.
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Что не понравилось? Почему?
- Какие задания было трудно выполнить? Почему?
Воспитатель: Я рада, что вы не равнодушны к просьбам, помощи к другим людям, хорошо знаете права и обязанности. А когда люди знают и выполняют их, жизнь становится веселей и добрей.
Права ребенка надо знать
Не только знать, но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить!
Воспитатель: Со всеми трудностями вы справились. Мне было очень приятно с вами заниматься. Спасибо. Желаю вам удачи и хорошего настроения.
V. Рефлексия.
Воспитатель:
• Если вам понравилось занятие, вы справились с заданиями, то возьмите - зеленый кружок.
• Если вы в чем – то затруднялись, возьмите – желтый кружок.
• Если было трудно и непонятно, занятие не понравилось, возьмите – красный кружок.