Наталья Деревнина
Занятие по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Конвенция ООН о правах ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка; формировать понимание того, что соблюдение прав ребенка очень важно; познакомить детей с правом на жизнь, на имя, любовь и защиту.
Публикация «Занятие по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Конвенция ООН о правах ребёнка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Оборудование: шкатулка, портрет мамы, магнитофон, диск со спокойной музыкой, общая фотография детей, свидетельство о рождении, сердце, вырезанное из картона.
Ход занятия:
- Дети, сегодня мы с вами поговорим о том, что такое право и какие права есть у детей.
- На нашей планете очень много стан и везде живут люди, но все люди в разных странах живут по-разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребёнок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребёнка». Это международный договор о защите прав всех детей. Любой человек должен соблюдать права ребёнка и не нарушать их.
-Дети, у меня в руках волшебная шкатулка. Давайте посмотрим, что же в ней находится? (достаёт портрет мамы). Чей это портрет? (мамы). Как вы думаете, о каком праве это портрет нам напоминает? (о праве на жизнь). А кто подарил вам жизнь? (мама). Слово мама - особое слово. Это первое слово, которое произносит ребёнок. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. Жизнь, подаренную вам мамой, никто не в праве у вас отнять. Вы рождены для того, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными, образованными гражданами своей страны России. Никто не имеет право покушаться на чужую жизнь и здоровье. И в детском саду нельзя бить друг друга, даже если вы сильно рассердились. А как лучше сделать? (попробовать договориться мирно). Дети не могут быть счастливыми, если их бьют, дразнят, оскорбляют. Всем надо относиться друг к другу по-доброму.
Раздаётся громкий стук в дверь. Вбегает Баба Яга.
Баба Яга. Эй вы, кто такие? Чего это вы тут расселись? Что делаете?
Воспитатель. Ой Баба Яга, какая ты сердитая, какой у тебя голос грубый и слова неприветливые.
Баба Яга. Хватит разговоры разговаривать. Чего делаете спрашиваю?
Воспитатель. А мы тут изучаем права детей.
Баба Яга. Малы вы ещё права изучать. И вообще, никаких прав вы не имеете. На все права могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника. А ещё дети, верящие в Кикимору и Кощея Бессмертного и одного с Кикиморой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!
Воспитатель. Как вы думаете ребята, справедливо ли то, о чём говорит Баба Яга? (нет). Конечно нет. Ведь вы все имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи. Так что Баба Яга ты не права.
Баба Яга. Ой, ой, ой! Умные какие. Эй ты первый, а ну-ка подойди ко мне.
Воспитатель. Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них ведь имена есть, у каждого своё имя.
Баба Яга. Имена? А зачем? Зачем детям давать имена, они ведь все одинаковые, все маленькие, обойдутся номерами.
Воспитатель. Вы согласны, что все дети одинаковые? (нет). Давайте докажем это Бабе Яге. А ты садись и послушай то,о чём мы будем говорить.
-Вновь заглянем в шкатулку (достаёт свидетельство о рождении). Что это за документ? О каком праве он напоминает? (о праве на имя). Зачем оно вам? Зачем люди называют друг друга по имени? (чтобы отличать одного человека от другого.)
- Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя? Вот вы иногда кричите друг другу: «Эй ты, иди-ка сюда». Это оскорбительно и очень невежливо. Хорошо ли так звать человека?
Вы отзываетесь, если вас так зовут (нет). Если вы не знаете имя человека, но хотите с ним пообщаться, что нужно сделать? (познакомиться).
-Имена – это особые слова. Они означают очень многое. Раньше на Руси родители очень внимательно относились к выбору имён своих детей. Им хотелось, чтобы их дети росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня - делающий добро, Любомир – любящий мир, людей, Людмила – милая людям, Владимир – владеющий миром.
Домашнее задание: узнать, что означает твоё имя. Дети заранее вместе с родителями должны узнать, что означают их имена и по желанию рассказать об этом.
-По имени можно многое узнать о человеке: мужчина или женщина, девочка или мальчик, взрослый или малыш. У человека есть ещё отчество и фамилия (воспитатель спрашивает у детей как зовут их родителей). Нужно знать имя, отчество и фамилию своих родных и знакомых, имена своих друзей и не лениться приветливо называть их, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой. А вы хорошо знаете своих друзей, как вы к ним обращаетесь? Придумайте разные ласковые имена друг другу (дети встают в круг и называют друг друга ласково, например, Лера-Лерочка и так далее).А как вас мама дома ласково называет? (ответы детей).
-Помните мы с вами читали книгу Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». У всех героев были интересные имена – Знайка, Цветик, Авоська, Винтик… А вам понравились стихи,которые сочинял Незнайка?
Торопыжка был голодный
Проглотил утюг холодный
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватружка
Знайка шёл гулять на речку
Перепрыгнул через овечку
-А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки (нет) Я тоже думаю, что это не очень хорошие стихи и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени и ласково.
Воспитатель читает стихотворение, ходит и гладит детей по голове :
Как славно девочек зовут,
Вот Лера- шёлковый лоскут,
Алиночка –листва лесная,
И Маша – звёздочка ночная.
Как славно мальчиков зовут,
Вот Милош – пушечный салют,
Кирюша – парус средь простора,
Антоша – ровный рёв мотора.
-Ну что Баба Яга, убедили мы тебя? Теперь ты согласна, что каждый ребёнок имеет право на собственное имя?
-Баба Яга. Ну хорошо, признаю, теперь за вами это право. Ладно пойду я, а вы дальше изучайте свои права.
Баба Яга уходит.
Воспитатель достаёт из шкатулки сердце.
-Как вы думаете, какое право может обозначать это сердце? (право на любовь и заботу). Правильно. Вот мне почему то стало жалко Бабу Ягу. Может она потому и такая грубая и плохие поступки совершает, что её никто не любит, никто о ней не заботится. Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право помогает быть счастливым и делает жизнь светлой.
-А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.
Дети становятся в круг и под спокойную музыку выполняют упражнение «Согрей птичку» : складывают ладони, представляя, что держат в руках птицу. Чтобы её согреть, дышат на ладони, прижимая к груди. Затем выпускают птичку на волю.
-Сейчас вы почувствовали, как это приятно о ком то заботиться. Давайте вместе подумаем, как можно благодарить того, кто заботиться о вас, какие им можно говорить слова? (дети отвечают).
-Молодцы! Не забывайте говорить эти слова благодарности как можно чаще. Начните прямо сегодня – скажите их своим мамам папам, воспитателям, дедушкам, бабушкам и всем тем, кто о вас заботиться.
-И помните, что любовь - это не только добрые и приятные слова, это ещё и наши поступки.
В жизни можно по- разному жить
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И помышляя о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям.
Воспитатель достаёт общее фото детей.
- Ребята, вот на этой фотографии вы все разные, но у всех у вас одинаковые права. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди, и маленькие и большие, имеют одинаковые права.