Надежда Петровна Абросимова
Формирование элементарных знаний о правах ребёнка в коммуникативной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Тема: Формирование элементарных знаний о правах ребенка в коммуникативной деятельности.
Составитель: Абросимова Н. П., воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад, ВКК.
Возрастная группа: речевая группа (дети 5-7 года жизни)
Форма совместной деятельности : социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Форма организации : групповая
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Учебно-методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
Цель: Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Задачи:
- познавательные:
закрепить с детьми понятие «право» в доступной для их возраста форме;
систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях;
создавать условия для их практического применения;
рассмотреть и проанализировать права сказочных героев в литературных произведениях.
- воспитательные:
воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;
способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;
способствовать развитию вежливости, доброжелательности, ответственности.
- развивающие:
развивать правовое мировоззрение;
развивать умение рассуждать, анализировать, общаться в детском коллективе;
расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;
развивать эмоциональную сферу, коммуникативные навыки и умения.
Средства:
наглядные: иллюстративный материал к сказкам, солнышко, тучки, книги, картинки – раскраски по сказкам, цветные карандаши.
литературные: пословицы и поговорки, стихи.
оборудование: игровые медицинское принадлежности, коробочка, зеркало, разрезная картинка, мольберт, магниты.
Этапы совместной деятельности Содержание
деятельности Деятельность
педагога Деятельность
детей Ожидаемый
результат
1. Мотивация к деятельности де-тей.
Цель: Организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, заинтересовать, мотивировать детей на включение в деятельность. Дети по одному входят в групповое помещение, приветствуют присутствующих разными словами (Доброе утро, здравствуйте, добрый день) и называют своё имя. Встают полукругом. Педагог тоже приветствует всех и называет своё имя.
-Ребята, вы сейчас назвали своё имя.
- Как вы думаете, зачем человеку имя?
(Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться).
-.В «Конвенции о правах ребенка» за-писано, что все дети при рождении имеют право на имя. Как вы думаете, что это за книга? (Это книга, где записаны права детей.)
Никто и никогда не может забрать у вас ваше имя. Мне очень нравятся какие имена дали вам ваши родители, а как они вас называют ласково?
Словесная игра «Назови своё имя ласково» Вовлекает в совместную деятельность, стимулирует любознательность, интерес, эмоционально включает в действия, создает игровую, проблемную, мотивационную ситуацию через вопросы.
Показывает детям книгу. Обращает на неё внимание детей, задаёт вопрос.
Организует словесную игру. Слушают, размышляют, высказывают своё мне-ние.
Отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают, что написано в данной книге.
Называют ласково свои имена. Умеет управлять своим поведением, соблюдает обще-принятые нормы поведение, проявляет готовность к действию.
Знакомы с доку-ментом, где написаны права ребёнка.
Знают как можно изменить своё имя и назвать его лас-ково.
2. Актуализация опорных знаний, выявление проблемы.
Цель: Актуализация знаний детей, создание проблем-ной ситуации, вы-явление проблемы, постановка цели деятельности. - Ребята, сегодня я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Праволандия. (от слова ПРАВО). В этой стране жили люди, звери, насекомые и все были счастливы, потому что у каждого из них было много прав : право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. И светило над этой страной очень яркое солнце, от лучей этого солнца у жителей города было всегда хорошее настроение. И все бы у них было хорошо, если бы.
- Однажды это солнце не закрыли тёмные - претёмные тучи, налетел злой холодный ветер, и все жители Праволандии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны надеются, что кто-нибудь им поможет освободить солнце, разогнав тучи, и вернуть им их права. - Ребята, как, по-вашему, нужно ли помогать людям, попавшим в беду? Почему? А сможем ли мы помочь жителям Праволандии? Я тоже думаю, что сможем. Поможем разогнать злые тучи, а заодно и узнаем права жителей этой страны.
Выявление «знания-незнания», стимулирование общения, любознательности детей, создание ситуации вы-бора, поощряет детей к высказыванию, отвечает на вопросы, вовлекает в совместное планирование, поддержка детской инициативы.
Рассказывает детям о беде, которая случилась в сказочной стране. Обращает внима-ние детей на иллюстрацию солнца, закрытого тучами.
Подводит к размышлению.
Нацеливает на дальнейшие действия.
Слушают, стараются понять проблему, высказывают свое суждение о проблеме, предлагают пути решения данной проблемы.
Умеет слушать, отвечать на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно предложить решение проблем, способны к принятию собст-венного мнения, решения.
3. Решение проблемы
Цель: Формирование элементарных представлений о правах де-тей, установление причинно следственных связей ме-жду ними. -И так, в Праволандию вперёд.
Много там чудес нас ждёт,
Будем задания все выполнять
И жителям этой страны помогать.
А помогут нам в этом вот эти книги, которые стоят на нашей книжной пол-ке.
(Книги К. И. Чуковского: «Айболит», «Муха—Цокотуха», «Телефон») «Приключение Буратино,» «Теремок».
Берём (по желанию детей) любую книгу.
-Воспитатель читает абзац. (Вдруг ка-кой-то паучок, нашу муху в уголок поволок…
О каком праве напоминают нам эти строки? (Право на свободу, на непри-косновенность). В каких сказках на-рушено это право?
(Сказка «Гуси –лебеди»,
-Что случилось с героем этой сказки?
«Волк и семеро козлят».
-Что сделал волк?
«Маша и медведь»
-Для чего медведь удерживал девочку?
Никто не имеет права ограничивать свободу детей.
-Мы помогли вернуть это право жителям страны Праволандии, убираем одну тучку.
Вторая книга «Телефон»
-У меня зазвонил телефон, кто говорит? Слон…
А потом позвонили цапли… (диалог с ребенком).
-Ребенок Нельзя ли прислать капли.
Мы лягушками нынче объелись,
У нас животы разболелись.
-О каком праве говорится в этом от-рывке? (право на здоровье).
-А что значит «имеет право на здоровье»?
В какой ещё сказке нарушено это право?
(В сказке Айболит, заболевшие звери не получили помощи пока не приехал Айболит).
Д-упр. «Помоги Айболиту собрать необходимое медицинское оборудование».
Жители Праволандии благодарят вас, что вы вернули им право на здоровье. (убираем ещё одну тучку).
Воспитатель берёт книгу с книжной полки и загадывает загадку про Буратино.
«На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло …» (Буратино).
-Для чего Папа Карло подарил ему Азбуку?
-Какое право имеет Буратино? (право на образование).
Посмотрите на иллюстрации и выберите те, на которых отображено это право. (Сказки «Золотой ключик», «Вовка в тридевятом царстве»,
«Лесная школа».)
-Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки об учении?
«Век живи – век учись».
«Ученье – свет, а неученье – тьма».
«Учиться никогда не поздно».
«Учиться всегда пригодиться».
«С книгой дружить – грамотным быть».
-Вот и ещё мы убираем одну тучку с
нашего солнышка.
Физминутка «Крикнешь громко рас-сержусь» (дети становятся в круг и повторяют движения согласно тексту).
Крикнешь громко – рассержусь
Рассержусь и отвернусь.
Скажешь тихо – повернусь
Повернусь и улыбнусь.
Топнешь громко – рассержусь
Рассержусь и отвернусь.
Топнешь тихо – повернусь
Повернусь и улыбнусь.
Хлопнешь громко – рассержусь
Рассержусь и отвернусь.
Хлопнешь тихо – повернусь
Повернусь и обнимусь.
-Ребята, посмотрите, какая – то сломанная постройка здесь, интересно, что это за строение?
Д-упр. «Построй дом» (Из бумаги на мольберте составить дом, начиная с фундамента). Из какой сказки этот до-мик? (Теремок).
(имя ребёнка) –Найди на книжной полке эту книгу.
Что случилось с героями сказки?
Какое право нарушил медведь?
Как он решил исправить свою ошибку?
В каких ещё сказках нарушено право на дом и семью?
(«Заюшкина избушка», «Три поросёнка»,
-Какой замечательный дом получился. Я думаю, что кто – нибудь из сказочных героев обязательно в нём поселится и будет жить.
-Ещё исчезает одна тучка с солнышка.
Задает вопросы, стимулирует процесс мышления, рассказывает, объясняет, рассуждает, предоставляет возможность задавать вопросы, проявляет уважение к детским высказываниям, комментирует детские высказывания, выражает искреннее восхищение, устанавливает ограничения.
Создаёт ситуации для проявления детской инициативы и самостоятельности;
Выходит с детьми на диалог.
Учит рассуждать, делать самостоятельно выводы.
Предлагает поиграть, выбрать те предметы, которые необходимы врачу для работы обращает внимание детей на книжную полку, приобщает их к чтению художественной литературы.
Читает загадку. Подводит детей к обсуждению.
Включает детей в деятельность, организация работы с наглядным материалом,
Предлагает детям вы-брать иллюстративный материал, который отображает право на образование.
Предлагает вспомнить знакомые пословицы и поговорки.
Динамическая пауза.
Организует физминутку для расслабления детей.
Обращает внимание детей на разрезную картинку, нацеливает на игру.
Включает детей в деятельность, способствует тому, что бы дети самостоятельно решали возникшие проблемы, советует, поддерживает.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Выражает искреннее восхищение, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию, проявляет уважение к дет-ским высказываниям.
Отвечают на вопросы, наблюдают за действиями других детей, проявляют изо-бретательность, выстраивают полный ответ.
Самостоятельно выбирают книги.
Вступает в диалог с воспитателем.
Принимают участие в игре, классифицируют предметы по на-значению.
Отгадывают загадку, беседуют по содержанию.
Рассматривают и выбирают нужные иллюстрации,
Рассказывают знакомые пословицы и поговорки.
Выполняют движения в соответствии с текстом для снятия напряжения и утомления.
Участвуют в обсуждениях, вы-сказывают своё мнение, опираясь на картинку, что должно получиться.
Взаимодействуют с другими детьми и педагогом.
Составляют из частей целое.
Отвечают на вопросы.
Слушают, выражают различные эмоции посредством действий, слов, делятся впечатлениями,
Проявляет инициативу и самостоятельность, открыт внешнему миру, взаимодействует с воспитателем и детьми, имеет раз-витое воображение, творчески решает проблему, способен к волевым усилиям, про-являет способность совместной деятельности.
Знают сказки, рас-сказывают их.
Знают медицин-ские принадлежности, их применение.
Могут из нескольких иллюстраций выбрать необходимые для дальнейшей деятель-ности.
Знают пословицы, поговорки, могут применять их
Могут соотносить слова с действием.
Могут составлять из частей целый предмет, анализировать.
Умеют радоваться своим результатам.
Знают сказки, называют их.
Соотносят поведение сказочных ге-роев с нарушением прав.
4.. Закрепление
Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме; умение мыслить: сравнивать, обобщать, анализировать, проводить наблюдение,
Ребята, осталась только одна тучка.
Оказывается у жителей Праволандии есть не только права, но и обязанности. Как вы думаете, какие обязанности есть у вас? (ответы детей)
Игра «Кто самый важный на Земле?
Дети сидят полукругом. В руках у воспитателя коробочка, а в ней отверстие. Внутри коробочки, на дне лежит зеркало. Воспитатель говорит, что ему прислали коробочку, в которой можно увидеть изображение самого важного человека на Земле. Предлагает детям посмотреть на этого человека, но другим не рассказывать, пока все не посмотрят. В конце спрашивает, кто же самый важный человек на Земле?
(ответы детей).
Предлагаю коробочку 2,3 детям.
Словесная. игра «Назови какой ты?»
-И последняя тучка исчезает с нашего солнышка.
Задаёт вопросы.
Подводит к размышлению, предлагает рас-сказать об обязанностях детей.
Организует детей, кон-центрирует внимание на основное правило игры.
Формирует у ребенка позитивное отношение к своему «Я»,
даёт понять, что каждый человек - личность и он должен любить и уважать себя.
Делают самостоятельный выбор.
Выполняют зада-ние в соответствии с установленными требованиями.
Принимает участие в игре, подбирает слова по отношению к се-бе.
(играют словами)
Знают свои обязанности рассказывают о них.
Проявляет инициативу, самостоятельность и творчество, уверен в своих силах, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
5. Рефлексия (анализ и результат)
Цель: Выявить о оценить результаты деятельности эмоционального состояния детей.
(Имя ребёнка) -Что главное ты для себя сегодня запомнил?
-Поделись своими впечатлениями.
-О чём бы ты рассказал сегодня маме с папой?
-Ребята, жители страны Праволандия благодарят вас за помощь, за то, что вы помогли вернуть им их права, и яркое теплое солнышко. Пусть больше никто и никогда не сможет забрать права не у этих жителей, не у нас с вами.
Стихотворение (дети)
1. Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва,у него уже с пеленок появ-ляются права!
2. Он имеет право жить, развиваться и дружить;
3. Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий мирный сон.
4. Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
5. Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым.
6. И любить, и быть любим
Все: Он на свете не один! Выражает признательность, задает вопросы стимулирующие процесс мышления, комментирует высказывания, поддерживает, со-ветует.
Предлагает закрепить права детей через чтение стихотворения наизусть.
Следит за выразительностью речи детей, чётким произношением звуков. Выражают собственное суждение, делятся впечатлениями, рассказывают о своих чувствах.
Рассказывают стихотворение «цепочкой».
Самостоятельно исправляют речевые ошибки. Способен оценивать свою деятель-ность, свой вклад в решении проблем.
Знают права, называют их.
Могут выразительно читать стихи.
7. Открытость. Ребята, на столах лежат картинки – раскраски к сказкам, в которых нарушены права сказочных героев. Выберите себе любую, в свободное время в группе или дома можете раскрасить их, рассказать своим друзьям или родителям о своих правах. Предлагает закрепить материал в продуктивной деятельности.
Следит за правильностью выполнения задания. Рисуют, делятся впечатлениями. Проявляет готовность к действию.