Лутошкина Ирина
Конструирование из природного материала как средство развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Конструирование из природного материала, как средство развития творческих способностей дошкольников»
В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию с использованием строительного материала, конструкторов, бытовых и природных материалов.
Публикация «Конструирование из природного материала как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Природный материал. Конструирование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В ребёнке заложены от рождения конструктивные и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребёнок придумывает, создаёт свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что конструирование играет важнейшую роль в становлении полноценной личности ребёнка, развитии его способностей, а также системы интересов, потребностей, установок и мотивов поведения. Помогает развитию таких важных мыслительных процессов как анализ, синтез, операция сравнения, классификация, способность к комбинированию.
Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый человек получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности.
Этот вид деятельности:
• формирует умение предвидеть будущий результат;
• воспитывает самостоятельность;
• способствует творческому развитию;
• развивает пространственное и логическое мышление;
• способствует развитию речи и мелкой моторики рук.
Термин «конструирование» в переводе с латинского языка означает «создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимосвязь отдельных предметов, частей, элементов».
Конструирование – это продуктивный вид деятельности, поскольку в результате его осуществления получается определенный продукт – объект, предмет, вещь и т. д. Л. В. Куцакова отмечает, что детское конструирование имеет свою специфику. Это «процесс создания разных конструкций, моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного материала (веток, шишек, камешков, перьев, ракушек, мха и т. п.) и бросового материала (картонных коробок, пластмассовых или резиновых изделий, старых металлических вещей и т. п.)».
Конструирование – это особая форма детской деятельности, интерес к которой, по мнению З. В. Лиштвана, вызван «свойственным именно дошкольнику желанием практически действовать с предметами, получать определенный результат от своего замысла, почувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих».
И. В. Новикова подчеркивает, что все виды детского конструирования «способствуют развитию пространственных представлений, познанию свойств различных материалов. Ребенок овладевает разнообразными способами практических действий, приобретает так называемую ручную умелость. У него появляется созидательное отношение к окружающему. Все это способствует развитию творческих способностей и развитию интереса к трудовой деятельности».
Детское конструирование может быть изобразительным (из природного материала, из бумаги) и техническим (из строительного материала – кубиков, специальных детских конструкторов). Постройки и поделки из природного материала, бумаги, бросового материала, изготовленные детьми иногда пригодны для практического использования – для детских игр, украшения елки, подарка родственнику или другу и т. д. По своему характеру детское художественное конструирование более сходно с изобразительной деятельностью. Поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и материалу, необходимому для работы, можно разделить на две группы: 1) конструирование из природного материала; 2) аппликация из природного материала. Конструирование из природного материала – это «художественная техника создания объемных изделий в виде поделок из природного материала путем соединения деталей друг с другом».
Природный материал, который может быть использован в конструировании для детей дошкольного возраста, очень разнообразен: овощи, фрукты, сухие листья и цветы, корни, ветки, сучки, мох, скорлупа орехов, сухие грибы, ракушки, солома, птичьи перья, мох, трава, семена, береста и т. д. Конструирование изображения происходит путем соединения между собой природного материала для передачи основных частей и деталей изображаемого объекта.
По мнению Л. А. Парамоновой, конструирование из природного материала – это «художественно-изобразительный тип конструирования».
Методической основой его организации является «обучения детей умению чувствовать специфику природного материала, видеть сочетание в нем красок, форм, фактуры и на этой основе создавать разнообразные художественные образы. Такой подход, с одной стороны, развивает творческое мышление и воображение ребенка, его творческие способности, с другой – позволяет детям овладеть техническими умениями и обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность».
К обобщенным способам конструирования из природного материала относятся «опредмечивание» и «включение». В зависимости от того, какому из этих способов отдается предпочтение при развитии творческих способностей дошкольников, в методической литературе описаны 2 подхода к организации конструирования из природного материала в ДОО.
Первый подход представлен в работах О. М. Дьяченко, которая в методике организации конструирования из природного материала в ДОО выделяет два основных качественно различных способа обучения, которые выражаются в действиях ребенка по построению воображаемого образа. «Первый способ «опредмечивание», при котором в природном материале ребенка учат видеть определенный предмет (например, в шишке – рыбку, голову «лесовичка», в сучке – туловище «лесовичка», в ракушке – лягушку или лодочку и т. д.).
Второй способ – «включение», когда заданная в самом природном материале фигура превращается во второстепенный элемент воображаемого образа (например, части желудя – в ступни человечка, сухие листья – в крылья бабочки или стрекозы и т. д.)».
О. М. Дьяченко считает, что при развитии творческих способностей старших дошкольников второй способ «включение» «более эффективен, чем «опредмечивание», поскольку именно он приводит к оригинальности и продуктивности решений при работе с природным материалом».
Второй подход к организации конструирования из природного материала в ДОО, цель которого – развитие творческих способностей детей, описан Л. А. Парамоновой. Этот автор «соединяет оба способа и считает, что для развития творческих способностей детей старшей группы принципиально важно вначале научить детей умению опредмечивать природный материал как основу будущего образа, а затем следует научить детей способу включения, т. е. умению использовать природный материал как деталь, значимую для построения целостного».
При обучении способу «включения», – указывает Л. А. Парамонова, – «детей обучают таким приемам конструирования из природного материала, как «достроить» образ, «изменить пространственное положение», «убрать лишнее», «скомбинировать».
По мнению Л. А. Парамоновой, при обучении старших дошкольников конструированию из природного материала способ «опредмечивание» – основополагающий, поскольку именно он позволяет формировать у детей умение видеть целое раньше частей. Для развития творческих способностей ребенка обучение способу «опредмечивания» ведется в форме игры: взрослый показывает ребенку природный материал и интересуется, что он ему напоминает, на что похож, что из него можно сделать. Этот вопрос приводит в действие механизм детской фантазии, воображения, ребенок начинает придумывать оригинальный образ. Способом «опредмечивания» ребенок, проявляя свои творческие способности, может создать несколько изображений из одного и того же природного материала (сучка, шишки, листьев и т. д.). На основе усвоения способа «опредмечивания», по мнению Л. А. Парамоновой, «зарождается другой способ – «включение».
Овладение этим способом построения образа расширяет функциональность природного материала : один и тот же материал может быть и основой поделки, и ее деталью. При обучении способу «включения» развитие творческих способностей старших дошкольников поддерживается усложнением заданий, например, таких как: подбери дополнительную деталь к основному образу, прикрепи ее к основе, убери лишнее, чтобы сделать образ выразительнее, соедини два-три природных материала, чтобы получить цельную сюжетную композицию и т. д.
Развитие творческих способностей старших дошкольников в конструировании из природного материала происходит на основе осознания детьми того, что необходимо сначала увидеть будущий образ, а затем что-то в нем дополнить, достроить (или, наоборот, что-то убрать) для полноты передачи образа или целого сюжета. В такой методике детей обучают способам «опредмечивания» и «включения» и приемам «достраивания», «убрать лишнее», «изменения пространственного положения», «комбинирования» и т. д. Это «сначала происходит в непосредственно образовательной и совместной деятельности детей и взрослого, а потом в самостоятельно организованной деятельности, где воспитатель выполняет роль консультанта, помощника».
Н. В. Шайдурова отмечает, что «основными методами развития творческих способностей старших дошкольников в конструировании из природного материала являются занимательность и эмоциональное воздействие на ребенка: – занимательные игровые задания, которые повышают интерес ребенка к конструированию и активизируют его творческие способности; – эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий, которые влияют на воображение и творческое мышление ребенка и позволяют потом передать эти события в сюжетном конструировании из природного материала».
Некоторые особенности методики конструирования из природного материала описаны в основных образовательных программах дошкольного образования. Конструирование из природного материала как продуктивная деятельность включено во все основные образовательные программы дошкольного образования.
Программа «От рождения до школы» отводит конструированию из природного материала
значительное место в работе с детьми всех возрастных групп. Оно может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети осваивают два способа этого конструирования : 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Авторы программы «От рождения до школы» рекомендуют, начиная со средней группы, обучать детей делать игрушки и сувениры из природного материала : веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д., прочно соединяя их части. Особенности поделок из природного материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, (способ «опредмечивание») с животными, людьми, сказочными героями и т. д., а затем усилить это сходство и выразительность дополнительными деталями (способ «включения») и дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития творческого воображения (фантазии) у ребенка. В старшей группе детей продолжают учить способам «опредмечивание» и «включение» при изготовлении различных поделок. Дети овладевают техническими навыками соединения отдельных частей природного материала при помощи клея, пластилина, спичек. Они совершенствуются также в планировании своей деятельности, в умении работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, творчество. Авторы программы «От рождения до школы» указывают, что, организуя непосредственно образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей по изготовлению поделок из природного материала, воспитатель учит детей использовать естественную форму желудей, шишек, веток, плодов каштана и т. д. ; учит придавать фигуркам выразительность в соответствии задуманной композицией, скрепляя отдельные части различными способами (клеем, проволокой, пластилином, спичками и т. д.). Дети делают разнообразные фигурки людей, птиц, рыб, бабочек и т. п. по заданию воспитателя (по условию, по теме) и по собственному замыслу. Благодаря этому у детей развивается интерес, фантазия, выдумка, изобразительность – все то, что лежит в основе творческих способностей. Для развития интереса и творческих способностей детей старшей группы к конструированию из природного материала авторы программы «От рождения до школы» рекомендуют использовать экскурсии, беседы, показ. В Уголке изобразительной деятельности предлагается разместить альбомы с фотографиями поделок из природного материала. Они необходимы для того, чтобы разбудить творческую фантазию, вызвать у детей интерес к самостоятельности изготовлению игрушек из природного материала. Любые изделия, которые изготавливают дети, должны находить применение в их играх. Можно устроить музей, рассматривать и анализировать с детьми их же работы. При этом надо выделять наиболее интересные, выразительные изделия, обращать внимание на удачное использование природного материала, на творческий замысел, творческое отношение к работе.
Таким образом, детское конструирование – это создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, листья, мох, шишки, желуди, орехи, камни, ракушки, овощи и т. п.) и бросового (коробки, пластиковая тара, деревянные катушки, пуговицы и т. п.) материала. Конструирование из природного материала – это художественная техника создания объемных изделий в виде поделок из природного материала, путем соединения деталей друг с другом. Методика организации конструирования из природного материала в ДОО обладает большим педагогическим потенциалом по развитию творческих способностей старших дошкольников. Она предполагает обучение детей таким способам и приемам изображения образа («опредмечивание», «включение», «достраивание», «убрать лишнее», «комбинирование», которые развивают беглость, гибкость и оригинальность творческого мышления и воображения. В основных образовательных программах дошкольного образования указаны методы и приемы развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала. Это словесные, наглядные, практические и игровые методы. Важно также использовать принцип занимательности, проблемные ситуации. Развитие творческих способностей необходимо проводить на диагностической основе, т. е. учитывать уровень их развития у каждого ребенка и в группе детей в целом.