оксана шабалева
Конспект занятия по развитию речи в зимний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет «Почему рассердилась буква»
▼ Скачать + Заказать документы
Январь
4 неделя
Почему рассердилась буква?
Цель: познакомить со звуком и буквой (Ф, вспомнить изученные ранее сказки и рассказы.
Задачи:
- Способствовать умению взаимодействовать в группе;
- Способствовать развитию интереса к чтению и формированию речевой культуры;
- Учить устанавливать связь между словами: целое – часть;
- Упражняться в отчётливом произношении звуков [Ф] и [Ф’];
- Закреплять умение определять место звука в слове.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в зимний период для младшей разновозрастной группы 3–5 лет „Почему рассердилась буква“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение и обсуждение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», С. Михалкова «Фома», Носова Н. Н. «Фантазёры», беседа «Ёжик, ёжик, как живёшь?», презентация «Дерево и его части»
I этап
Ну ка, дети, улыбнитесь! (улыбаемся)
Ну ка, дети, оглянитесь. (оглядываемся)
За спиной сидит Бубука (указываем пальчиком на воображаемую Бубуку)
Это вредина и злюка. (изображаем злюку, руки в боки)
Не позволит улыбаться, (знак отрицания)
Станем все ругаться, драться. (поставили кулачки для драки)
Не смотри, Бубука так! (грозим пальчиком)
Не то вот тебе – кулак. (показываем кулак)
Молодцы, Бубуку мы прогнали и остались такими же весёлыми и дружелюбными! Но у нас в гостях ещё одна гостья – сердитая гостья - буква (показываю букву «Ф») Она тоже руки в боки поставила, видимо сердится!
На кого же буква сердится? (Подношу букву к уху) Знаете на кого рассердилась? (Полушёпотом) На Федору.
-Как вы думаете, за что же буква сердится на Федору?)
- Какой Федора стала в конце сказки?)
- Чему научила нас эта сказка?)
Молодцы! Видишь, буква, ты совершенно зря сердишься, Федора исправилась, стала добрее. Нет, ну она всё равно сердится! (Слушаю букву) Теперь она сердится на Фому. Дети, помните мальчика Фому из сказки Сергея Михалкова?)
- Опишите мне Фому, какой он?)
- Что ему советовали окружающие?)
- Что случилось с Фомой?)
Смотри, буква, какие у нас умные детки! Они слушают воспитателя, родителей, бабушку с дедушкой, они совсем не похожи на Фому! Не нужно сердиться.
Опять сердишься, почему? (слушаю). Ох и странная эта буква, теперь она сердится на «Фантазёров» из рассказа Н. Н. Носова.
- Как зовут мальчиков фантазёров?
- Можно ли назвать их врунами?
- Кто действительно заслуживает порицания?
Молодцы, конечно, нет. Знаешь, буква, мне кажется. ты что-то не договариваешь?
Ребята, я поняла, буква сердится, потому что мы пока не угадали, как её зовут! Давайте разберёмся, какой первый звук в словах: Федора, Фома, фантазёры? Звук [Ф]. Он гласный или согласный?) В како слове звук [Ф] мягкий? (Федора) Конечно! А в словах «Фома», «фантазёры» звук какой? (твёрдый) А мы с вами учили букву «Ф»? (Нет) Значит пришло время нового звукового стишка:
Буква «Ф» надула щёки,
Или стала – руки в боки.
Вот, какая сердитая буква. И мы с вами если ручки в боки поставим – будем похожи на букву «Ф».
(Повторение групповое, индивидуальное)
II этап
Пришло время для письменной работы. Постарайтесь выполнить задание внимательно и аккуратно. Если кто-то выполнит раньше, нужно тихонько посидеть и подождать остальных.
Ребята, наша сердитая буква развеселилась, да так разбаловалась, что перенесла нас в волшебный лес. Кто встречает нас в лесу? (Ёжик) Кто попробует описать ёжика?) Замечательно, ёжик рад, что вы заметили даже очень маленькие особенности. (Показываю ёжика) Покажите, а как ёжик фыркает? Фр-Фр-Фр (хором, индивидуально). А поёт он Ф-Ф-Ф, попробуйте тоже спеть по-ежиному)
А теперь мы поговорим так, как говорят ежи. Если ёжики довольны, они говорят: фа-фа-фа, фо-фо-фо, а если им что-то не нравится произносят фи-фи-фи, фу-фу-фу. Сейчас я буду угощать ёжика, а вы угадывать, понравилось ли ему угощение. Если понравилось говорите: фа-фа-фа, фо-фо-фо, а если нет -фи-фи-фи, фу-фу-фу. (яблоко, ручка, кубик, гриб, орешек, жук, рыба, колесо)
Дети, на ёжик засмотрелся на яблоню и никак не поймёт, из чего же она состоит?
Дидактическая игра «Целое – часть»
Сначала мы с вами вспомним, что такое яблоня? (Дерево, на котором растут яблоки. Рассматриваем дерево)
Теперь рассмотрим части яблони : главная, самая толстая, крепкая часть дерева как называется? (Ствол). Правильно! Тонкие и продолговатые отростки от ствола (показываю) – это? (Ветки) Да. Что растёт на ветках? (листья и яблоки) Совершенно, верно. Чем дерево держится за землю, при помощи чего питается и пьёт водичку? (С помощью корня) Великолепно!
III этап
Старшая группа включается в занятие. Скажите малыши, с кем мы сегодня встречались? (С Ёжиком)
Давайте споём песенку про ёжика.
Театрализация песни «Маленький ёжик четверо ножек»
IV этап
Мы отпускаем малышей поиграть, только просим не забывать про уважительное поведение.
А старшая группа ещё немножечко поиграет с буквой «Ф»
Мы уже выяснили, что звук [Ф] согласный, он бывает и мягкий, и твёрдый. Сейчас я буду называть слоги и если вы услышите мягкий звук [Ф] – хлопайте в ладошки, если в слогах звук [Ф’] твёрдый – топайте ногами.
(фа, фу, фе, фы, фо, фи, фэ, фю, фё, Молодцы! А теперь я называю слова, если звук [Ф] – это первый звук в слове, мы показываем очки, как у филина, если звук посередине – гладим животик, если он последний – ставим ножку на пяточку. (Футбол, туфли, шарф, фуражка, дельфин, шкаф) Здорово, очень весело играли.
V этап
Молодцы, вы с честью выдержали эти тридцать минут, стали чуточку умнее и немножечко добрее. Потому что только очень умные и добрые дети уважительно относятся к воспитателям, к занятиям и к ребятам в группе.
- Теперь давайте вспомним. Какие произведения мы с вами сегодня вспоминали?
- Какую новую букву выучили?
- Кто запомнил звуковой стишок про букву «Ф»?
Сегодня мне особенно хочется выделить …