Павленко Татьяна
Конспект занятия по хакасскому языку «А астар» (Деревья) Ситуация «Пу хайда а астар с пар ан пол а ?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «А астар» (Деревья)
Ситуация: «Пу хайда а астар с пар ан пол а?» (Какие деревья выросли)
Цель: Пiлiс алар тиксi гредiг то ыстар хоостыра чир–суубысты а астарына таныстырар о дай пирерi. (Создание социальной ситуации развития детей для знакомства с деревьями своего края)
Задачи:
• Способствовать изучению новых хакасских слов;
• Учить употреблять новые слова в предложениях;
• Учить любить свой родной край.
Публикация «Конспект занятия по хакасскому языку „А астар“ (Деревья) Ситуация „Пу хайда а астар с пар ан пол а ?“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Хакасия
- Темочки
Новые слова: п р, сабал, хазы, ос, сыбы, тирек, тыт, нымырт, хара ай (лист, береза, осина, ель, тополь, черемуха, пихта)
Материалы: зеленые, желто-красные листья, карточки с картинками деревьев.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Кем п рлернi табырах чыыбызар» (Кто быстрее соберет листья)
На полу лежат разноцветные листья: зеленые, желто-красные. Дети делятся на 2 команды. Первая команда собирает зеленые листья,а вторая желто-красные. Чья команда быстрее соберет, те и побеждают.
На столе стоят макеты деревьев: береза, ель и осина.
2. Изучение нового материала.
Воспитатель показывая на макеты деревьев, спрашивает:
- дети, здесь какие-то деревья выросли.
Загадка:
Ах тор ы к генектiг,
К к хыл платты.
(Хазы – береза)
-Это береза. Она очень красивая, стройная, белая. В хакасской земле – это одно из самых почитаемых деревьев.
- Чил дее чох полза, п рлерi сiрлесче (Ос – осина)
- Это дерево осина. Листья кругловатые, гладкие, блестящие, низ шероховатый, белого цвета. Очень высокое и стройное дерево.
- Чай ыда даа, хысхыда даа пiр нiг (Сыбы – ель)
- Листья у ели называются – сабал. У ели зимой не опадывают сабал. Осенью у березы и осины листья желтеют и опадают. Расскажите, какие у нас деревья выросли? (береза, осина, ель). Деревья – они живые. Они растут. Расти им помогают лучи солнца, земля, вода и теплые дни.
Собирают пазлы деревьев.
Воспитатель читает стихотворение:
- Хазы сазын тарап тур,
С рместерге рiн тур,
Су зар к рiп тур,
Хыс чiли,таран тур.
Алтон с рмезiн и нiнзер,
Читон с рмезiн ар азынзар.
Ф. Топоева
Детям раздаются карточки: береза, осина, ель и их листья. Нужно соединить линиями листья и дерево, которые подходят.
3. Итог занятия
Воспитатель:
- сегодня мы с вами познакомились с деревьями Хакасии: береза, осина, ель. О них слушали стихотворение и отгадывали загадки. Теперь мы знаем, что деревья тоже живые.