Получи документы

Конспект занятия «Когда животных становится много или мало»

лилия сартакова
Конспект занятия «Когда животных становится много или мало»

Автор конспекта: Сартакова Л. В

.В. [/b]

Форма деятельности: непосредственно образовательная деятельность

Тема: Когда животных в природе становится много или мало?

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Уточнить представление детей о том, как получаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания, вспомнить животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные). Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочке чаще всего происходит от резкого изменения погоды. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе. Воспитывать бережное отношение к природе

Публикация «Конспект занятия „Когда животных становится много или мало“» размещена в разделах

Предметно-развивающая среда: групповая комната, дидактическая игра «Пищевые цепочки», дидактическая игра: «Травоядные – хищники - всеядные» (работа в парах, глобус, картинка лемминг, музыкальная игра: «Зверобика».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Формы работы: рассказ, беседа, рассматривание картинок, рисование, проблемная ситуация, музыкально - подвижная игра

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Ход

I. Организационный момент

Мотивация. Проблемная ситуация

На доске пищевая цепочка (трава, гусеница, синица)

- Ребята, что это? (пищевая цепочка).

-Что такое пищевая цепочка? (это кто что ест, кто кого ест).

А теперь сами составьте еще одну цепочку питания (грибы, белка, сова).

Все звенья в цепочке ровные – это значит, что всем хватает питания, никто не остается голодным. Это называется равновесие в природе.

- А как вы думаете всегда в природе равновесие и всем хватает питания? (нет, такое бывает не всегда).

Иногда отдельные звенья меняются: становится очень много каких-то животных в цепочке питания или наоборот очень мало Равновесие нарушается: для кого-то еды очень много становится, а для кого ее совсем не хватает.

-Подумайте, с какой проблемой мы сегодня будем разбираться.

-Почему животных в природе становится много или мало?

II.Основная часть

1. Дидактическая игра: «Травоядные – хищники - всеядные»

Цель: распределить животных по способу их питания в определенный кружок (зеленый - травоядные, красный- хищник, синий - всеядный)-работа в парах.

2. Чтение рассказа: «Взрыв без шума»

Далеко на севере нашей страны лежит огромная безлесная равнина — тундра. Там живут очень занятные зверьки — лемминги, похожие на крупных и толстых мышей с короткими хвостиками. Едят лемминги траву, грибы, лишайники. Живут они в норках, а на зиму строят под снегом уютные и тёплые гнёзда. Нрав у них робкий — днём сидят в своих норках, а кормиться выходят к вечеру.

Но в одно прекрасное лето с ними происходит что-то странное. Леммингов становится гораздо больше, чем обычно. К осени они съедают всю траву, все грибы, почти все лишайники. Они уже не прячутся, наоборот, — они никого не боятся и храбро бросаются на подходящих к ним людей и животных. И наконец, будто по команде, они отправляются в поход.

Зверьки покрывают всю тундру как рыжевато-бурый ковёр, и ковёр этот движется. Лемминги бегут, не останавливаясь на отдых. За ними следуют песцы, волки, хищные птицы. Чтобы поймать добычу, им уже не нужны ловкость и охотничья сноровка — добыча сама идёт в пасти и клювы. Встретится река — лемминги её переплывают, окажется на пути морской залив — плывут и через него.

Почему же лемминги отправились в этот удивительный поход?

Просто-напросто в тундре было несколько тёплых лет подряд. В такие годы бывает особенно много травы и грибов, лемминги живут сытно и детёнышей у них рождается особенно много. Малыши быстро вырастают, тоже заводят детей. И вдруг оказывается, что леммингов во много раз больше, чем в обычные годы. В пищевой цепочке их звено стало непомерно большим, весы природы качнулись в одну сторону. Учёные говорят об этом:

«Произошёл экологический взрыв».

3. Обсуждание рассказа: «Взрыв без шума»

-Где живут лемминги? (в тундре).

-Чем они питаются (траву, грибы, лишайники).

- Почему их иногда становится много (если несколько лет подряд бывает теплое лето, то много появляется травы и грибов, и тогда у леммингов появляется много детенышей).

-Если их много, почему они куда-то бегут? (потому что за ними гонятся хищники-песцы, волки, хищные птицы).

-Как восстанавливается равновесие в природе? (природа знает лучше, если стало больше леммингов, то стало и больше зверей, которые на них охотится: волков, песцов, хищник птиц - равновесие снова восстановится).

4. Музыкальная физминутка «Зверобика»

5. Чтение рассказа: «Что делать с кроликами?»

- Из-за чего нарушилось равновесие в пищевой цепочке? (из-за резкого изменения погоды).

-Кто восстановил равновесие? (сама природа).

Но не всегда пищевая цепочка нарушается из-за изменения погоды….

Далеко за океаном есть большая страна Австралия. Там по равнинам прыгают кенгуру, а по деревьям лазают коалы, похожие на плюшевых мишек. Но не только ими замечательна Австралия.

Там немало таких мест, где повсюду, куда ни посмотришь, бегает множество кроликов. В засуху у редких источников собираются на водопой целые толпы кроликов. Откуда такая напасть? Ведь когда в Австралию приплыли европейские поселенцы и стали разводить овец, кроликов там просто не было.

— Ну, это мы исправим! — сказали поселенцы. — У себя дома мы охотились на диких кроликов и здесь будем.

Сказано — сделано. Лет сто назад их привезли и выпустили. Двадцать четыре штуки — разве это много для такой огромной страны?

А однажды посмотрели скотоводы на свои пастбища и ахнули — нет травы, её кролики съели! Овцы голодные бродят!

Что же произошло? Кролики, завезённые в Австралию, стали новым звеном в пищевой цепочке, причём таким, к которому австралийская природа не приспособлена. Ведь не было в Австралии никаких кроличьих врагов — ни волков, ни лис, ни орлов-беркутов. Климат в Австралии жаркий, зимних холодов нет, вот и стала каждая крольчиха приносить в год по сорок крольчат. И все они вырастали здоровые и прожорливые.

Так, сами того не желая, люди устроили огромный экологический взрыв. Казалось — чего же проще, не надо было привозить кроликов. Но сто лет назад не было ещё науки экологии. Люди не знали, что завозить новых животных в другие страны рискованно, вставлять новое звено в пищевую цепочку опасно — может произойти экологический взрыв.

Правда, иногда удаётся использовать против такого взрыва другой, тоже экологический.

6. Обсуждение рассказ: «Что делать с кроликами?»

-Какие необычные животные живут в Австралии? (кенгуру, коалы). Жили ли там раньше дикие кролики? (нет).

- Как они там появились? (люди, которые прибыли в Австралию решили, что здесь необходимы кролики, так как у себя на родине они охотились на кроликов).

-Почему кроликов стало так много? (кролики стали новым звеном в пищевой цепочке, причем таким, к которому австралийская природа не приспособлена. Врагов у кроликов нет в виде волков, лис и орлов, климат жаркий, холодов нет, и стала крольчиха приносит в год по сорок крольчат, и все они вырастали здоровые и прожорливые).

-Какая от этого произошла беда? (произошел огромный экологический взрыв, овцам не стало травы, ее всю съели кролики).

-Кто виноват, что в Австралии нарушилось равновесие и произошел экологический взрыв? (человек).

-Можно ли животных перевозить в новые, незнакомые места? (нет).

7. Раскраска кролика или лемминга (на выбор каждого ребенка)

III.Заключительная часть

1. Ответ на проблему

-Когда животных становится в природе много или мало?

(от резкого изменения погоды, но тогда природа сама регулирует равновесие; иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе, а вмешательство человека в природу бывает очень тяжело исправить, а иногда даже просто невозможно).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Много или мало. Разноцветные кружочки»Дидактическая игра «Много или мало. Разноцветные кружочки» Дидактическая игра "Много или мало. Разноцветные кружочки" Цель: формирование представления о том, что множество (много) может состоять.

Формирование математических представлений во второй младшей группе «Один, много, мало» Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет. Задачи: Познакомить с понятиями.

Конспект беседы с детьми о крылатом выражении «Много крику, мало толку. Поменьше слов, побольше дела»Конспект беседы с детьми о крылатом выражении «Много крику, мало толку. Поменьше слов, побольше дела» Все эти пословицы говорят об одном и том же, только разными словами. О чем же? О том, что, бывает человек на словах готов гору свернуть,.

Конспект НОД по ФЭМП «Много, мало, ни одного» для детей 3–4 летКонспект НОД по ФЭМП «Много, мало, ни одного» для детей 3–4 лет Тема:Много, мало, ни одного Обучающиеся: дети 3-4 лет Количество: 21 человек Цель:развитие умений в составлении групп из отдельных предметов.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе по закреплению понятий «Много-мало. Один» Конспект НОД по Познавательному развитию (ФЭМП) во второй младшей группы. Тема: «Много- мало. Один» закрепление. Цель: Продолжать формировать.

«Много, мало, один». Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе«Много, мало, один». Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе НОД по ФЭМП во II младшей группе на тему: «Много, мало, один».Подготовила Сысуева Татьяна Михайловна Москва Цель: продолжать развивать.

Конспект занятия по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным» Конспект занятия по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным». Цель занятия: познакомить детей с рассказом, автором произведения;.

Нумикон. Когда математика становится игройНумикон. Когда математика становится игрой атематика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития.

Почему ребенок мало говорит или не говорит совсем Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет обстановка, в которой развивается малыш) и физиологические.

Презентация занятия «Труд становится радостью человека» по произведениям Евгения Пермяка Устный журнал «Труд становится радостью человека» (по произведениям Евгения Пермяка) Подготовила Мильдзихова Замира Георгиевна воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Когда животных становится много или мало»
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 16:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Когда животных становится много или мало»» (включая файлы) размещена пользователем лилия сартакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД