лилия сартакова
Конспект занятия «Когда животных становится много или мало»
Автор конспекта: Сартакова Л. В
.В. [/b]
Форма деятельности: непосредственно образовательная деятельность
Тема: Когда животных в природе становится много или мало?
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Цель: Уточнить представление детей о том, как получаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания, вспомнить животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные). Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочке чаще всего происходит от резкого изменения погоды. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе. Воспитывать бережное отношение к природе
Публикация «Конспект занятия „Когда животных становится много или мало“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Предметно-развивающая среда: групповая комната, дидактическая игра «Пищевые цепочки», дидактическая игра: «Травоядные – хищники - всеядные» (работа в парах, глобус, картинка лемминг, музыкальная игра: «Зверобика».
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Формы работы: рассказ, беседа, рассматривание картинок, рисование, проблемная ситуация, музыкально - подвижная игра
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Ход
I. Организационный момент
Мотивация. Проблемная ситуация
На доске пищевая цепочка (трава, гусеница, синица)
- Ребята, что это? (пищевая цепочка).
-Что такое пищевая цепочка? (это кто что ест, кто кого ест).
А теперь сами составьте еще одну цепочку питания (грибы, белка, сова).
Все звенья в цепочке ровные – это значит, что всем хватает питания, никто не остается голодным. Это называется равновесие в природе.
- А как вы думаете всегда в природе равновесие и всем хватает питания? (нет, такое бывает не всегда).
Иногда отдельные звенья меняются: становится очень много каких-то животных в цепочке питания или наоборот очень мало Равновесие нарушается: для кого-то еды очень много становится, а для кого ее совсем не хватает.
-Подумайте, с какой проблемой мы сегодня будем разбираться.
-Почему животных в природе становится много или мало?
II.Основная часть
1. Дидактическая игра: «Травоядные – хищники - всеядные»
Цель: распределить животных по способу их питания в определенный кружок (зеленый - травоядные, красный- хищник, синий - всеядный)-работа в парах.
2. Чтение рассказа: «Взрыв без шума»
Далеко на севере нашей страны лежит огромная безлесная равнина — тундра. Там живут очень занятные зверьки — лемминги, похожие на крупных и толстых мышей с короткими хвостиками. Едят лемминги траву, грибы, лишайники. Живут они в норках, а на зиму строят под снегом уютные и тёплые гнёзда. Нрав у них робкий — днём сидят в своих норках, а кормиться выходят к вечеру.
Но в одно прекрасное лето с ними происходит что-то странное. Леммингов становится гораздо больше, чем обычно. К осени они съедают всю траву, все грибы, почти все лишайники. Они уже не прячутся, наоборот, — они никого не боятся и храбро бросаются на подходящих к ним людей и животных. И наконец, будто по команде, они отправляются в поход.
Зверьки покрывают всю тундру как рыжевато-бурый ковёр, и ковёр этот движется. Лемминги бегут, не останавливаясь на отдых. За ними следуют песцы, волки, хищные птицы. Чтобы поймать добычу, им уже не нужны ловкость и охотничья сноровка — добыча сама идёт в пасти и клювы. Встретится река — лемминги её переплывают, окажется на пути морской залив — плывут и через него.
Почему же лемминги отправились в этот удивительный поход?
Просто-напросто в тундре было несколько тёплых лет подряд. В такие годы бывает особенно много травы и грибов, лемминги живут сытно и детёнышей у них рождается особенно много. Малыши быстро вырастают, тоже заводят детей. И вдруг оказывается, что леммингов во много раз больше, чем в обычные годы. В пищевой цепочке их звено стало непомерно большим, весы природы качнулись в одну сторону. Учёные говорят об этом:
«Произошёл экологический взрыв».
3. Обсуждание рассказа: «Взрыв без шума»
-Где живут лемминги? (в тундре).
-Чем они питаются (траву, грибы, лишайники).
- Почему их иногда становится много (если несколько лет подряд бывает теплое лето, то много появляется травы и грибов, и тогда у леммингов появляется много детенышей).
-Если их много, почему они куда-то бегут? (потому что за ними гонятся хищники-песцы, волки, хищные птицы).
-Как восстанавливается равновесие в природе? (природа знает лучше, если стало больше леммингов, то стало и больше зверей, которые на них охотится: волков, песцов, хищник птиц - равновесие снова восстановится).
4. Музыкальная физминутка «Зверобика»
5. Чтение рассказа: «Что делать с кроликами?»
- Из-за чего нарушилось равновесие в пищевой цепочке? (из-за резкого изменения погоды).
-Кто восстановил равновесие? (сама природа).
Но не всегда пищевая цепочка нарушается из-за изменения погоды….
Далеко за океаном есть большая страна Австралия. Там по равнинам прыгают кенгуру, а по деревьям лазают коалы, похожие на плюшевых мишек. Но не только ими замечательна Австралия.
Там немало таких мест, где повсюду, куда ни посмотришь, бегает множество кроликов. В засуху у редких источников собираются на водопой целые толпы кроликов. Откуда такая напасть? Ведь когда в Австралию приплыли европейские поселенцы и стали разводить овец, кроликов там просто не было.
— Ну, это мы исправим! — сказали поселенцы. — У себя дома мы охотились на диких кроликов и здесь будем.
Сказано — сделано. Лет сто назад их привезли и выпустили. Двадцать четыре штуки — разве это много для такой огромной страны?
А однажды посмотрели скотоводы на свои пастбища и ахнули — нет травы, её кролики съели! Овцы голодные бродят!
Что же произошло? Кролики, завезённые в Австралию, стали новым звеном в пищевой цепочке, причём таким, к которому австралийская природа не приспособлена. Ведь не было в Австралии никаких кроличьих врагов — ни волков, ни лис, ни орлов-беркутов. Климат в Австралии жаркий, зимних холодов нет, вот и стала каждая крольчиха приносить в год по сорок крольчат. И все они вырастали здоровые и прожорливые.
Так, сами того не желая, люди устроили огромный экологический взрыв. Казалось — чего же проще, не надо было привозить кроликов. Но сто лет назад не было ещё науки экологии. Люди не знали, что завозить новых животных в другие страны рискованно, вставлять новое звено в пищевую цепочку опасно — может произойти экологический взрыв.
Правда, иногда удаётся использовать против такого взрыва другой, тоже экологический.
6. Обсуждение рассказ: «Что делать с кроликами?»
-Какие необычные животные живут в Австралии? (кенгуру, коалы). Жили ли там раньше дикие кролики? (нет).
- Как они там появились? (люди, которые прибыли в Австралию решили, что здесь необходимы кролики, так как у себя на родине они охотились на кроликов).
-Почему кроликов стало так много? (кролики стали новым звеном в пищевой цепочке, причем таким, к которому австралийская природа не приспособлена. Врагов у кроликов нет в виде волков, лис и орлов, климат жаркий, холодов нет, и стала крольчиха приносит в год по сорок крольчат, и все они вырастали здоровые и прожорливые).
-Какая от этого произошла беда? (произошел огромный экологический взрыв, овцам не стало травы, ее всю съели кролики).
-Кто виноват, что в Австралии нарушилось равновесие и произошел экологический взрыв? (человек).
-Можно ли животных перевозить в новые, незнакомые места? (нет).
7. Раскраска кролика или лемминга (на выбор каждого ребенка)
III.Заключительная часть
1. Ответ на проблему
-Когда животных становится в природе много или мало?
(от резкого изменения погоды, но тогда природа сама регулирует равновесие; иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе, а вмешательство человека в природу бывает очень тяжело исправить, а иногда даже просто невозможно).