Бурова Варвара
Нумикон. Когда математика становится игрой
▼ Скачать + Заказать документы
атематика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Публикация «Нумикон, Когда математика становится игрой» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Нумикон. Игровое пособие
- Темочки
Что же стоит в основе развития элементарных математических представлений? Это длительная и постепенная работа над гармоничным развитием всех психических процессов, которые формируют личность, закладывая базу для успешного вхождения в мир знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения.
В данной статье хочу обратить особое внимание на такой психический процесс, как мышление, который является самым важным процессом познания. В отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце - к словесно-логическому мышлению, когда результатом является мысль, выраженная в словах, когда мы приходим к способности свободно оперировать полученными знаниями. Мыслительный процесс выстраивается благодаря таким операциям, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Все они безусловно связаны между собой и их освоение является базой в процессе знакомства с основными математическим представлениям, с представлениями о предметах окружающей среды, об их функциональном предназначении, о мире в целом.
В дошкольном детстве развитие ребёнка строится на бесценном сенсорном (чувственном) опыте. Опыт предметно-практической игры, насыщенной богатством свойств и качеств предметов – фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение ребёнка. Поэтому очень важно соблюсти последовательность развития мыслительных процессов, чтобы постепенно перейти о наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
Бесценным помощником в этом деле для меня является уникальное мульти-сенсорное пособие Нумикон, которое было разработано в Англии для детей с трудностями в обучении математике. Уникальным я его считаю потому, что использовать его можно на протяжении всего дошкольного детства, а включать в занятия – на любом из этапов развития ребёнка.
Чтобы использовать Нумикон наилучшим образом, надо понимать, что стоит за его дизайном. Формы Нумикона были разработаны специально для того, чтобы задействовать для лучшего понимания сути числа три ключевые сильные стороны ребёнка – способность обучаться на практике, способность обучаться наблюдая и способность распознавать паттерны. Благодаря этим паттернам дети могут наглядно представить, как числа взаимосвязаны между собой и, манипулируя деталями, установить эти связи. Они поймут, что цифры - не какие-то абстрактные символы, возникающие сами по себе, а, напротив, строго организованная система. Нумикон позволяет преодолеть трудности абстрактного мышления, которые часто встречаются у детей. В итоге, цифра становится формой (для более младших-игрушкой, которую можно потрогать и которая имеет свою величину и цвет.
Кроме форм-шаблонов в набор входят также разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов, белые доски с круглыми выступами и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки, например кораблик, машинку. К набору прилагается «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму, а также числовая прямая и некоторые другие материалы.
В работе с Нумиконом выделяют несколько этапов:
1. Игровой (дочисловой). Начальный этап знакомства с Нумиконом предполагает, что дети много манипулируют и играют с деталями: смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики, вылавливают сачком из воды; используют в сюжетных играх, собирают бусы, нанизывая формы Нумикона или штырьки на шнурок; конструируют способом наложения на схему или по образцу.
Дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой фигуре есть разное количество отверстий. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. Всё это нужно для того, чтобы дети как можно больше их рассматривали и трогали руками и таким образом запоминали, как они выглядят и какие они на ощупь, исследовали их особенности, нашли сходства и различия деталей.
2. Знакомство с цифрой. На этом этапе дети узнают, что формочка имеет не только цвет, но и имя (цифру). На основе сравнения дети выполняют задания по выкладыванию форм в последовательность от меньшей формы к большей. Одновременно с этим дети знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом.
Знакомство ребёнка с цифрами всегда начинается со счёта. Умение считать – необходимый навык. Как правило, на его усвоение уходит много времени и упражнений. Поэтому визуальное подкрепление этого навыка играет важную роль и помогает легче перейти к следующему этапу.
3. Соотнесение числа и количества. На данном этапе детям предлагается пересчитывать отверстия в формах, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме, тем самым представляя число не как часть последовательность, а как отдельное целое.
4. Состав числа. Здесь Нумикон используется как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, например сложением. Так, например, взяв жёлтую форму («тройку») можно приложить к ней оранжевую (единицу) и получить фигуру, напоминающую по форме «четыре». Чтобы проверить результат, берём салатовую форму («четыре») и накладываем сверху. Теперь мы точно уверены, что получили «четыре».
Хочу отметить, что использование Нумикона ни в коем случае не мешает использовать традиционные методы обучения математике. Эта программа может служить как основным дидактическим пособием для обучения, так и удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.
Богатство графических заданий, игровых приёмов, красочность и доступность этого пособия делает занятия по формированию элементарных математических представлений увлекательным и интересным.
Бурова В. П.
Учитель-дефектолог