Замира Мильдзихова
Презентация занятия «Труд становится радостью человека» по произведениям Евгения Пермяка
▼ Скачать + Заказать документы
Устный журнал
«Труд становится радостью человека» (по произведениям Евгения Пермяка)
Подготовила
Мильдзихова Замира Георгиевна
воспитатель ДОУ
с. Эльхотово, РСО-Алания
Устный журнал «Труд становится радостью человека» (по произведениям Евгения Пермяка)
2 слайд. Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
3 слайд. Ну, конечно,
Это труд!
4 слайд. Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Публикация «Презентация занятия „Труд становится радостью человека“ по произведениям Евгения Пермяка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пермяк Е.А.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
5 слайд. Ну, конечно,
Это труд!
6 слайд. Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
7 слайд. Ну, конечно,
Это труд!
8 слайд. Из прочитанного стихотворения вы, ребята, поняли, что сегодня на уроке мы будем говорить о труде. «Только труд делает маленького человека большим»,
«Только труд приносит счастье, радость и почёт» – говорил Евгений Пермяк.
9 слайд. Книги, которые вы прочитали к уроку, и по которым мы будем беседовать, написаны замечательным человеком, мастером своего дела Евгением Андреевичем Пермяком.
Все рассказы Евгения Пермяка пронизаны заботой о человеке, добросовестным отношением к труду.
10 слайд. Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в городе Перми, на Урале. Написал более 200 книг. Сам любил трудиться и тема труда – главная тема в его произведениях.
11 слайд. 1 страница журнала: «Книга для ума – что тёплый дождик для всходов»
12 слайд. Отец Славика был агроном. В 6 лет Славик тоже захотел выращивать пшеницу.
13 слайд. Мальчик засеял зерном один квадратный метр земли под окном. Он пропалывал всходы, поливал их из лейки.
14 слайд. Молотили Славик и папа пшеницу на столе. Карандашами выбивали из колосьев зерна.
15 слайд. На следующую весну Слава посеял только самые крупные зерна. Урожай был отличный.
16 слайд. Каждый год Слава и его школьные товарищи засевали поле на пришкольном участке. Семена отбирали руками самые крупные и чистые. На пятый год Слава и его товарищи посеяли свои семена уже на колхозном поле. Богатый урожай молотили на колхозном току.
Скоро Славиным зерном засевали свои поля и другие колхозы. За новыми семенами приезжали издалека, потому что они давали отличный урожай.
17 слайд. Новый сорт пшеницы назвали «Славка». Он так назван по имени мальчика, который собрал отличные семена у себя под окном.
18 слайд. Какие качества помогли Славке вырастить хорошую пшеницу? Правильно, ребята, трудолюбие. Трудолюбие – это любовь к труду, к тому, что вам нравится делать. Мальчик вырастил новый сорт пшеницы «Славка» и продолжил расширять свои знания из книг, которые влияют на читающего человека, как тёплый дождик на всходы.
Ученик читает стихотворение Г. Граубина
19 слайд. Перед этой пашней
Шапку скинь, сынок!
Видишь, пробивается
Хлебный стебелёк.
Сколько в это зёрнышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода!
20 слайд. 2 страница журнала: «Дерево ценят по плодам, а человека – по делам»
21 слайд. Какие рассказы Е. Пермяка можно отнести к данной половице?
Рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Торопливый ножик», «Как Маша стала большой».
22 слайд. По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!
— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.
— Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. — Тогда уж во всех странах будут знать.
А Сема Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.
23 слайд. Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Перескакивать через неё было очень трудно. В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли
24 слайд. Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!
Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он рубить им ветлу.
Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
25 слайд. Теперь нужно было обрубить ветви.
26 слайд. Решил Сема приладить перильца.
Дед помог.
Теперь не только ребята, но и все жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:
— Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.
27 слайд. Так и стали его называть Семиной фамилией — Пичугин мост.
28 слайд. Вскоре стали строить шоссейную дорогу через речку Быстрянку, по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.
Большой мост возвели. Но его все по-старому называют — Пичугин мост.
29 слайд. «Как Маша стала большой».
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала.
30 слайд. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела
31 слайд. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
32 слайд. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
33 слайд. А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.
34 слайд. Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.
35 слайд. Рассказ «Смородинка», Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.
36 слайд. Однажды отец принёс пучок зелё ных прутиков и сказал:
— Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
37 слайд. — Как же из этих палочек вырастет смородина?
А отец отвечает:
— Из нижних почек пойдут корешки. А из верхней вырастет куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.
38 слайд. Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа, комья твёрдые.
39 слайд. Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.
40 слайд. К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
41 слайд. Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:
— Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
42 слайд. «Торопливый ножик»
Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
43 слайд. — Как же это так? — спрашивает Митю отец.
— Ножик плохой, — отвечает Митя, — косо строгает.
— Да нет, — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
— А как? — спрашивает Митя.
— А вот так, — сказал отец.
44 слайд. Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.
45 слайд. 3 страница журнала: «Человек живёт век, а доброе дело – два»
Какой из прочитанных вами рассказов можно отнести к пословице?
Рассказ «Чужая калитка».
46 слайд. Алёша Хомутов рос мальчиком работящим. За это его очень любили в семье. Больше всех Алёшу любил дедушка. Любил и как мог помогал ему расти хорошим человеком.
47 слайд. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал.
Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело.
48 слайд. Однажды Алеша с дедом пошли в лес на охоту и увидели, что в питомнике, где росли молодые деревья, калитка открыта настежь, потому что у нее щеколда оторвалась.
--Чужая это калитка и никому до неё нет дела. Правда, дедушка?
— Что там говорить, Алёшенька, хозяева неважные, — поддержал дедушка разговор. — Ведь и петли у калитки не,худо бы сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и свалится калитка на землю.
— Конечно, свалится, — согласился Алёша. — Она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой.
— Да уж куда хуже, — засмеялся дед. — То ли наша калитка. И синей красочкой покрашена, и петельки смазаны, и щеколда у неё звенит, как музыка. Своё, оно и есть своё…
49 слайд. Подошли они к лесной просеке и решили на скамейке посидеть.
— А чья это скамейка, деда?
— Да ничья. Какой-то хороший человек её сделал. Никто его не знает, все спасибо ему говорят.
50 слайд. Прошла неделя, а может быть, и две.
51 слайд. Опять отправились дед с внуком на охоту. Глядит дед — и глазам не верит. Щеколда у калитки привинчена, петли смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае. «Алешка, ты погляди, никак у чужой калитки родня нашлась.»
52 слайд. Читает стихотворение «Вишня» М. Исаковского
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»
53 слайд. Воспитатель: Что общего в стихотворении М. Исаковского и в рассказе Е. Пермяка?
- Красота человеческих поступков, отношение к окружающему миру, стремление человека оставить после себя хорошее, приносить радость людям.
- Старик из стихотворения «Вишня» передумал нести вишню домой и решил её посадить на память. Мальчик из рассказа решает покрасить калику и считать её своей, не говоря, даже дедушке, что это сделал он.
Воспитатель: Какой «дедушкин урок» усвоил Алёша?
- «Приходит время, когда всё оказывается своё и наше: <. > как и вся земля наша и всё, что на ней есть».
54 слайд. Воспитатель:Какое впечатление произвело на Алёшу данное сравнение?
- Быть чужой – плохо.
Воспитатель:Как вы считаете, зачем всё это говорил дед внуку?
- Алёша был старательным мальчиком, и дед знал, что внук сделает всё правильно и аккуратно.
Воспитатель:Почему дедушка хотел поклониться по пояс и пожать руку человеку, починившему калитку?
- Ему понравилось, что у калитки появился хозяин, и внук смог довести дело до конца.
Воспитатель:Подумайте, что общего между ребятами, кто работал на колхозном поле и тем, кто отремонтировал калитку?
- Ребята чужое превратили в своё, и их добрые дела будут жить вечно.
55 слайд. Физкультминутка:
Потрудились – отдохнём,
Встанет, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
56 слайд. 4 страница журнала: «А руки, брат, великий клад! Для дел даются руки!»
57 слайд. Инсценировка рассказа Е. Пермяка «Для чего нужны руки»
Автор: Петя с дедушкой большими друзьями были.
Дедушка: А для чего, Петенька, людям руки нужны?
Внук: Чтобы в мячик играть,
58 слайд. чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.
Автор: Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только был он маленький и по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
59 слайд.
- Почему Петя правильно отвечал?
- Он был маленький и судил по своим рукам.
- Мог Петя знать про трудовые, рабочие руки?
- Нет, в силу возраста.
- Какой вывод можно сделать из рассказа?
- Ребёнку о труде может рассказать взрослый человек, также ученик может самостоятельно приобретать знания в школе. В каждую вещь, предмет вложен труд многих людей.
60 слайд. 5 страница журнала: «Занимательная»
51 слайд. Итог урока
- Важным качеством человека является трудолюбие. Умение трудиться и уважать труд других людей.
Воспитатель: Сегодня мы вместе с вами создали журнал, который объединил на своих страницах разные рассказы Евгения Андреевича Пермяка. Но Пермяк считал : «Каждый рассказ сам по себе, своей жизнью живёт, хотя в одной обложке». Так и мы все разные. Мы учимся в одном классе, но нас объединяет трудолюбие к учёбе и уважение к труду других людей.
Ребята, сегодня мы говорили с вами про труд человека, но, кроме физического труда, есть и интеллектуальный. Ведь при создании произведения писатель трудится над ним, а воплощение его интеллектуального труда мы можем увидеть в книгах, которые обладают волшебной силой – обогащают нашу жизнь.