Елена Ларенцева
Почему ребенок мало говорит или не говорит совсем
▼ Скачать + Заказать документы
Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет обстановка, в которой развивается малыш) и физиологические (связаны со здоровьем).
К социальным причинам задержки развития речи относится недостаточное внимание к ребенку : он не говорит, потому что ему просто не с кем разговаривать. Окружающая обстановка такова, что речь теряет свою ценность, например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, слышно много посторонних звуков. Ребенок привыкает не вслушиваться в речь, начинает говорить поздно и в основном цитатами из мультфильмов, часто не понимая значения слов. Если мама или папа говорят слишком быстро, то малыш не успевает вычленить отдельные слова и в конце концов перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу. Довольно часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях, кроха просто не знает, на какой язык ориентироваться, осваивает сразу оба, но за больший промежуток времени. А гиперопекающие, сверхвнимательные родители, угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы и эмоции словами, лишая кроху мотивации к освоению речи. Аналогичный результат дают завышенные требования и дидактический стиль. Если члены семьи заставляют малыша переговаривать правильно одни и же слова и фразы, то кроха вообще перестает что-либо произносить.
Публикация «Почему ребенок мало говорит или не говорит совсем» размещена в разделах
К физиологическим причинам задержки развития речи относятся:
1. Нарушения слуха.
2. Недоразвитие органов артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
3. Нарушение зрения.
4. Стресс – испуг, родительские ссоры, крики.
5. Поражения головного мозга, возникшие из-за внутриутробных и родовых травм, падения, или тяжелые заболевания в раннем возрасте.
Заподозрить физиологическую задержку развития речи следует, если в 4 месяца младенец все еще не обращает внимания на звуковые сигналы, не гулит, не улыбается в ответ на обращение мамы, не показывает комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками, а в 9 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, а его единственной голосовой реакцией является громкий плач.
Необходимость преодоления несовершенства детской речи
1. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Если у ребёнка к пяти годам по каким-то причинам имеются речевые нарушения, то процесс обучения будет происходить с гораздо большим трудом, дольше и без того успеха, который достигается в обычные сроки.
2. Задержка речевого развития тяжело сказывается на общем росте психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, работоспособности.
3. Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в характере ребё нка: замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, маскирующие или облегчающие речь уловки.
4. Неудачные попытки преодолеть свои затруднения при общении или замаскировать их, могут вызвать чувство собственной неполноценности, депрессивные состояния, негативизм; порождают чувства обиды, досады, иногда озлобленность и раздражение.
5. Учёными доказано, что чувство ущемлённости от сознания своего дефекта речи встречается и у дошкольников. Но оно не зависит от тяжести нарушения речи, а связано с теми социальными условиями в которых растёт ребёнок и, конечно, с типом его высшей нервной деятельности.
6. У детей с нарушениями речи часто наблюдается не только нарушение артикуляторной моторики – парезы языка, губ (неполные параличи, но и общей – дискоординации, неточность и слабость движений, их замедленность или, наоборот, двигательная расторможенность.
7. Всё это, в свою очередь, порождает особенности поведения детей в играх и общеобразовательных занятиях: нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны, или берут на себя подчинённые роли.
8. Но бывает и наоборот, когда у плохо говорящих детей отмечается неоправданно смелая фантазия, некритичность к своему поведению, двигательное беспокойство, сонливость, речевая утомляемость, что затрудняет включение в коллективную игру.
9. Не устранённые в детском возрасте замены и смешения, отрицательно влияют на письмо и чтение. Отставая в обучении и теряя интерес к нему, такие школьники нередко переходят в категорию нарушителей дисциплины.
10. Звуки, исправленные только в старшем возрасте, с трудом вводятся в самостоятельную речь. Дети, даже став взрослыми, научившись правильному произношению, продолжают произносить прежние, искажённые, но более привычные для них звуки.
11. Некоторые недостатки речи ограничивают возможности в выборе любимой профессии, мешают в труде и повседневной жизни.
Упражнения для формирования
правильного развития речи у детей
(период от 5-ти до 7-ми лет)
Развитие речевого дыхания:
1. «Задуть свечу».
2. Сдуть с руки ватку или мелко нарезанные бумажки.
3. При вдохе понюхать цветок.
4. На выдох подуть на пригоршни рук.
5. Подуть на «ушибленное» место руки.
6. Надувать мыльные пузыри.
7. Поддувать на кораблики.
8. Дуть на чёлку.
9. «Загнать мяч в ворота» - Задувать ватку по столу, и др.
Развитие координации слова и движения:
Игра: «Мячик мой, лети высоко».
Ребё нок произносит текст и выполняет соответствующие движения:
Мячик мой, лети высоко,
Мячик мой, лети далеко,
По полу катись быстрей,
В пол ударься поскорей!
Игра: «Мячик».
Держа мяч в руках, ребёнок произносит первые две строки стихотворения, затем, произнося следующие две строки, он делает броски мячом на каждом слове, сначала подбрасывая его вверх, а затем ударяя об пол:
Друг весёлый, мячик мой,
Всюду, всюду ты со мной.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо с тобой играть!
Игра: «Зайчик».
Ребё нок произносит текст и одновременно выполняет соответствующие тексту движения: показывает, какие у зайчика ушки, дотрагивается до своего носа и тихонько его поглаживает.
Жил – был зайчик – длинные ушки.
Отморозил зайчик ушки на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Стихотворения для отражённого
и самостоятельного чтения наизусть:
Алёнушка.
А у нас есть девочка, звать её Алёнушка.
Девочка – припевочка, Круглая головушка.
Целый день «уа-уа» - вот и все её слова.
Падают листья.
Падают, падают листья – в нашем саду листопад…
Жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают – гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.
Помогите!
Муравьишко в чаще дуб тяжёлый тащит.
Эй, товарищи – друзья, выручайте муравья!
Коли нет ему подмоги, муравей протянет ноги.
Обновки.
Я купила кошке к празднику сапожки.
Причесала ей усы, сшила новые трусы.
Только как их надевать? Хвостик некуда девать!
Козлёнок.
У меня живёт козлёнок, я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный рано утром отнесу.
Он заблудится в саду – я в траве его найду.
Переплётчица.
Заболела эта книжка: изорвал её братишка.
Я больную пожалею: я возьму её и склею.
Одуванчик.
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится в беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
Рассказы и сказки для отражё нного чтения и пересказа:
«Черепаха».
Папа подарил Жене черепаху. Черепаха целый день не вылезала из своего домика. Папа сказал, что домик черепахи называется панцирем. На другой день черепаха стала ходить по комнате. Женя кормил черепаху. Как только в комнату входила кошка, черепаха пряталась в свой панцирь.
-Что папа подарил Жене?
- Как называется домик черепахи?
- Что делала черепаха, увидев кошку?
«Собака».
У Шарика шуба густая, тёплая, - он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки, - просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, колхозное добро стережёт, злых людей да воров во двор не пускает, - за это все его любят и сытно кормят.
- Расскажите, какая шуба у собаки? -
- За что любят Шарика?
«Пузырь, соломинка и лапоть».
Жили – были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как пройти через реку.
Лапоть говорит пузырю :
- Пузырь, давай на тебе переплывём!
- Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошёл по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.
А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.
- Куда пошли пузырь, соломинка и лапоть?
- Почему соломинка переломилась?
- Почему пузырь лопнул?
«Мама».
Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда идём в детский сад, держит за руку.
…Сегодня выходной, мама на работу не пошла. Мы в парке. Всё вокруг зелёное, и цветов много. Детей тоже много.
Мама сидит на скамейке и говорит с другой мамой, а мы куличики лепим. Всамделишные из песка.
Мама смотрит на меня и смеётся. И цветы смеются. Мама очень добрая, когда улыбается.
И я улыбаюсь ей.
- Какое самое лучшее слово на свете?
- Кто самый хороший человек на свете?
Взрослый читает ребёнку, а он отвечает на вопросы и пересказывает самостоятельно или с помощью. Все эти упражнения родители могут переписать для занятий с ребёнком в домашней обстановке.