Кононенко
Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста «Кинезиология для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Теремок»
Согласовано:___ Дата проведения: сентябрь 2021г. - май 2022г.
Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста через
физическое и психологическое развитие.
Публикация «Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста „Кинезиология для детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тема: «Кинезиология для детей»
Подготовили: инструктор по ФК
Кононенко Н. А.
педагог-психолог Беловинцева С. В. ;
Майкоп 2021год
Паспорт проекта
1 Тема проекта «Кинезиология для детей»
2
Проблема Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Некоторые люди не могут делать Перекрестные шаги, однако успешно выполняли «гомолатеральные» движения (т. е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела). Такие люди обычно используют одно полушарие мозга в определенный момент и страдалют от неспособности к полному сенсомоторному функционированию. Между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения обнаруживается очень тесная взаимосвязь.
3 Сроки реализации проекта 09.21г. -05.22г.
4 Вид проекта Информационный, практико-ориентированный
5 Участники проекта Психолог, инструктор фк, родители, воспитатели, дети подготовительных групп.
6 Обоснование проекта -неосведомленность родителей о важности закаливания детей;
-малоподвижный образ жизни родителей и детей/ плохая двигательная активность;
-невнимание родителей к здоровому образу жизни;
- занятость родителей.
7 Актуальность Ползание в младенческом возрасте, как давно известно, играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной информации (слуховой, зрительной, осязательной) от обеих сторон тела.
Кинезиология с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия, обеспечивающего регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующего в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.
Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.
8 Новизна Проект позволит сформировать представления о здоровом образе жизни у детей и повысить уровень знаний родителей по данному вопросу с учетом индивидуальности каждого участника проекта с помощью инновационных технологий - здоровьесберегающих и компьютерных технологий.
9 Цель проекта Активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий
10 Задачи Для детей :
1. Развитие межполушарной специализации.
2. Развитие межполушарного взаимодействия.
3. Развитие межполушарных связей.
4. Синхронизация работы полушарий.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Развитие способностей.
7. Развитие памяти, внимания.
8. Развитие речи.
9. Развитие мышления.
10. Устранение дислексии и дисграфии.
Для педагогов :
1. Создать информационную базу.
2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
3. Повышение профессиональной компетентности.
4. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
Для родителей:
1. Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
2. Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
11 Этапы работы В проекте выделены три этапа.
Первый - организационно-подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному; привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап – основной. Его цели: активное участие детей и родителей во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях ДОУ; снижение заболеваемости в группе; повышение качества образования в вопросах культуры здоровья.
Третий этап – итоговый. Его цель: контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по повышению культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
12 Ожидаемые результаты
Для детей :
• Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
Для педагогов :
• создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;
• повышение педагогической компетентности по данному вопросу.
Для родителей:
• создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Планирование проектной деятельности.
№ Мероприятия Срок Результат
1. Постановка проблемы, определение цели и задач.
2. Подбор программно-методического обеспечения.
• За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. ; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.
Обучение педагогов
1 • Идея проекта донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета. Показана презентация, мастер-класс, на котором педагоги на практике овладели кинезиологическими упражнениями и могут включать их в педагогический процесс.
Октябрь-март Выявлен уровень знаний детей по вопросам проекта.
Работа с родителями
1 На собраниях и заседании родительского клуба (через ZOOM платформу,а так же сайт ДОУ и инстаграмм – страничку ознакомили родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложили родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами пробуют освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок размещается информация о новом комплексе. Сентябрь-май Выявлены знания родителей по теме проекта.
С социумом
1 Выкладывать информацию о проекте на сайте ДОУ (страничка группы) Октябрь- май Заинтересованность общественности к деятельности педагогов ДОУ
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Вид работы Где реализуется
• Растяжки
• Дыхательные упражнения
• Глазодвигательные упражнения
• Телесные упражнения
• Упражнения для развития мелкой моторики
• Релаксационные упражнения • Использование кинезиологических упражнений на занятиях
• Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности
• свободная деятельность
План внедрения проектной деятельности
Основные направления Месяц учебного года
октябрь ноябрь декабрь январь февраль
Кинезиологические упражнения «Кулак-ребро-ладонь»
«Лезгинка»
«Заяц – коза» «Рисующий слон»
«Зеркальное рисование»
«Шляпа» Комплекс из сказки про Гнома Васю «Охотник-заяц»
«Лис-заяц»
Комплекс на запоминание право-лево»
Растяжки «Дерево» «Сорви яблоки» «Снеговик» «Сова». «Помпа».
Дыхательные упражнения «Свеча» «Ныряльщик» «Надуй шарик» «Дыхание» «Губы трубочкой»
«Ветерок»
Глазодвигательные упражнения «Глазки» «Взгляд влево вверх» «Горизонтальная восьмёрка» «Слон» «Глаз-путешественник»
Телесные движения «Перекрёстное марширование» «Мельница»
«Ухо – нос» «Паровозик» «Робот» «Колено-локоть» «Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы».
Мелкая моторика «Домик» «Ладошка» «Лезгинка» «Ожерелье» «Симметричные рисунки»
Массаж и самомассаж «Пунктирное» движение» «Пила»
«Поглаживание» «Буравчик»
«Захват»
«Спиралька».
Зеркальное рисование Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (однонаправленно) Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (разнонаправленно) «Горизонтальная восьмерка»сначала одной рукой, потом обеими руками вместе Рисовать одновременно двумя руками зеркально- симметричные рисунки
Рисовать одновременно двумя руками буквы
Упражнения для релаксации - - “Дирижер”
“Путешествие на облаке” “Ковер-самолет”
Планирование проектной деятельности.
1-й этап подготовительный.
№ Мероприятия Срок Результат
С воспитанниками
1 Занятие познавательного цикла: «Что такое здоровье?» сентябрь Выявлен уровень знаний детей по вопросам проекта.
С педагогами
1 Подбор демонстрационного материалов, презентаций, дидактических игр, электронных пособий по теме. сентябрь Созданы картотеки игр, пособий, презентаций, художественного слова.
2 Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды. сентябрь Определены направления работы, разработаны конспекты, подготовлена среда.
3 Изучение опыта других педагогов по вопросам ЗОЖ. сентябрь Изучен опыт педагогов, найдены пути реализации некоторых аспектов проекта.
С родителями
1 Анкетирование «Что мы знаем о здоровье?» сентябрь Выявлены знания родителей по теме проекта.
2 Информирование родителей о начале работы проекта. сентябрь Родители имеют представление о том, что проект запущен.
С социумом
1 Выложить информацию о начале проекта на сайте ДОУ (страничка группы) октябрь Заинтересованность общественности к деятельности педагогов ДОУ
2-й этап практический
Образовательная область мероприятия сроки результат
С педагогами
1 Консультаци:
«Как привлечь родителей к работе по формированию здорового образа детей», «Образовательная кинезиология», «Кинезиология против стрессов», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни» Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь Повышена компетентность педагогов по данному вопросу.
2 Мастер классы:
«Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»
февраль
март
3 Семинар-практикум «Умные пальчики» (пальчиковые кинезиологические упражнения для старших дошкольников). Апрель
Май
С воспитанниками
1 Познавательное развитие. Презентация: «Спорт и кинезеология» ноябрь Вызван интерес к изучению темы, сформированы знания о составляющих понятия «Здоровый образ жизни» в интересной и увлекательной форме.
2 Беседы: «Что такое зарядка для ума и тела?». ноябрь
5 ОД «Спорт, спорт, спорт…» февраль
6 Экспериментирование «Как движение влияет на здоровье» Март
7 Электронные пособия:
«Угадай упражнение»;
«Где живет ум?» В ходе реализации проекта
8 Речевое развитие Заучивание
пословиц, поговорок о человеке, о спорте; В ходе реализации проекта Происходит развитие речи детей, развит кругозор.
9 Пальчиковая
гимнастика;
10 составление
рассказов, сказок о занятиях спортом, о закаливании;
11 Социально-коммуникативное развитие Беседы:
«Гигиена для здоровья»;
«Спорт в нашей жизни»
«Зачем нужна зарядка?»;
«Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья»
Дидактические игры:
«Азбука здоровья» и т. д. (картотека игр)
Сюжетно-ролевые игры:
«Поликлиника»
«Семья»
«Больница»
В ходе реализации проекта Расширены и закреплены знания детей о составляющих понятия ЗОЖ
12 Психогимнастика. Постоянно Дети могут регулировать свое эмоциональное состояние. Знают о важности эмоций для здоровья.
13 Физическое развитие Спортивные игры и упражнения;
Физминутки;
Подвижные игры В ходе реализации проекта У детей сформированы основные двигательные умения, дети владеют способами профилактики заболеваний.
14 Игровые комплексы, растяжки, глазодвигательные упражнения.
15 Дыхательная гимнастика;
Корригирующая гимнастика;
Игровой самомассаж;
Точечный массаж.
С родителями
1 Консультации:
«Образовательная кинезиология», «Кинезиология против стрессов», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»
Октябрь
Ноябрь
декабрь Расширены знания родителей о здоровом питании, о том, что полезную еду можно приготовить вкусно и интересно для детей.
2 Представление проекта на сайте ДОУ В течении реализации проекта Родители имеют возможность отслеживать мероприятия по реализации проекта.
3 Создание сундучка для родителей «Здоровьесберегающие технологии» декабрь Родители имеют представление о способах укрепления здоровья.
4 Семинар-практикум «Физкультурное оборудование для наших детей» январь Родители имеют представление о том, как можно изготовить спортивное оборудование из бросового материала. Вызвано желание создать оборудование для группы.
5 Спортивный праздник Февраль Родители имеют возможность увлекательно провести время со своими детьми.
6 Консультация «Растим и закаливаем»; Март. Родители имеют представление о способах закаливания детей в домашних условиях
7 Консультация «Фитотерапия – ключ к профилактике многих заболеваний» май Родители имеют представления о фитотерапии и ее значении для профилактики простудных заболеваний
С социумом
1 Обновление информации на сайте детского сада В ходе реализации проекта Родители имеют возможность отслеживать деятельность по реализации проекта.
3-й этап – заключительный
№ Мероприятия срок результат
С педагогами
1 Презентация проекта на педсовете Май Представлен опыт работы по проекту.
С воспитанниками
1 Демонстрация кинезеологической сказки ввиде альбома с иллюстрациями Май В интересной форме дети закрепили знания о здоровом образе жизни.
С родителями
1 Круглый стол «Здоровая семья – здоровый ребенок» Май Родители показали знания и умения, которыми они овладели в ходе реализации проекта.
С социумом.
2 Фотоотчет о проекте. Май Фотоотчет.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Анализ профессиональной компетентности педагогов.
• Педагогам провести самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.
Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.
• В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата.
Презентация материалов проекта
1. Мастер-классы.
2. Презентация проекта
3. Комплексы кинезиологических упражнений
Информационное обеспечение проекта :
1. Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : АРКТИ,
2008. – 60с
2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
3. Адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”.
4. Воротникина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М. : Энас, 2006
5. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья – М., ТЦ Сфера, 2007
6. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада. Москва 2003.
7. Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград. : Учитель, 2007
8. Шорыгина Т. А. “Беседыо здоровье”. Москва, 2004.
9. Материалы интернет рессурсов https://www.o-detstve.ru;https://nsportal.ru/detskiy-sad;