Ирина Галушкина
Казачьи игрища для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Приобщать дошкольников к культуре и традициям Донского казачества, обеспечить физическое, познавательное, рeчeвoe, социальное и эстетическое развитие детей, воспитание патриотизма на основе культурно-исторических традиций донского казачества, делая приоритетным в развитии ребенка игру.
Задачи.
- Формировать знания по истории и культуре казачества.
- Создать условия для ознакомления детей с культурой и бытом казаков.
- Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
- Прививать бережное отношение к традициям Донского казачества.
- Осуществлять взаимодействие ДОУ, окружающего социума и семьи, направленное на развитие нравственно-патриотических и духовных качеств личности ребенка
Оборудование. Атрибуты казачьего быта для оформления зала, лошадки на палках -6 шт, ведра — 6 шт, 2 веретена,2 мяча- «попрыгуна», 2 набора овощей (муляжи, 3 скалки, 2 мешка для прыжков, 2 набора для казачек (бусы, браслеты, платки, корзинки).
Казачка : Внимание! Внимание!
Добрый день казачки да казачата
Хлопцы да девчата!
Открываются веселые казачьи игрища!
Торопись, честной народ
Здесь забава всех нас ждет!
Спешите все скорей сюда
Поиграть давно пора!
Эй, не стойте у дверей, заходите поскорей!
Дети под задорную казачью музыку заходят в зал.
Казачка : Невозможно представить жизнь казака без коня. Как в праздники, так и в будни всё было связано с этим неизменным спутником казачьей жизни. Конь казаку – отец родной и товарищ дорогой.
Игра «Стоит конь у ворот». Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу — в одной мальчики, в другой девочки. Перед ними стоит водящий ребенок - «конь». В руках у него «уздечка» (веревочка или пояс)
Дети: Стоит конь у ворот
И копытом бьет. (все топают правой ногой)
Конь, конь, проходи,
Таню с Ваней прокати. (водящий «конь» проходит с высоким подниманием колена между детьми, забирая с собой пару игроков)
Ты скачи, скачи быстрей,
Чтобы было веселей! (выбранные дети становятся тройкой и скачут прямым голопом вокруг детей. Останавливаются перед игроками, отпускают уздечку)
У ворот вставай и уздечку передай
Раз, два, три, беги! («Ваня» и «Таня» бегут в разные стороны вокруг остальных игроков и стараются схватить «уздечку». Кто первым взял «уздечку» тот становится «конем», и игра начинается сначала с другим водящим.)
Казачка : Эх, молодцы казачата.
Поспела новая игра – нелегкое задание,
За дело взяться вам пора и проявить старание.
К услугам вашим два ведра,
А ну – ка, напоите своего коня.
Игра для мальчиков: «Напои коня»
(В центре круга стоит 4 ведра, 5 казаков на конях скачут по кругу под цокот копыт, когда музыка измениться- переходят на шаг и идут в круг к вёдрам поить коней. Побеждает тот, кто быстрее добежит до ведра, тот кому не досталось ведра выбывает. Игра проводится до последнего игрока.)
Казачка : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Отцам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится: каков казак, таков и конь. Но по казачьему обычаю, как водится, вечера без игр и танцев не обходятся.. И сейчас, детвора, вас ждет новая игра.
Игра: «Заря-заряница» - дети стоят по кругу хороводом. Ведущий ребёнок ходит за кругом с алой лентой на плече, незаметно вешает её на плечо любому игроку. Дети говорят слова:
«Заря – заряница, красная девица.
По станице ходила, ключи обронила.
Кто ключи найдёт, тот за круг пойдёт».
После слов, тот ребёнок, кто находит на своём плече ленту, гоняется за ведущим, стараясь ударить его лентой.
Казачка : Казаки люди хлебосольные, добрые да щедрые
Гостей в хату привечают, за богатый стол сажают
Хлебом солью угощают.
Игра для мальчиков: «Уха». (Участвуют две команды. Напротив, команд на расстоянии 6м лежат гимнастические обручи. У всех участников команд в руках большие поролоновые предметы для приготовления ухи, имитирующие лук, зелень, картофель, морковь, рыбу, а также бидон с водой. По сигналу первый участник с помощью мяча- «попрыгунчика» добирается до обруча и ставит бидон с водой, затем возвращается назад, передает эстафету следующему участнику. Тот, таким же образом доставляет к обручу рыбу и т. д. Какая команда быстрее перенесет предметы для приготовления ухи, та и выиграла).
Казачка : Молодцы, казачки справились с заданием. Не зря говорится: «Казак из пригоршни напьется, на ладони – пообедает»
Ловкие у нас казаки, да казачки тоже не лыком шиты.
Не сидят они без дела, пряжу прядут, да рубахи ткут.
Подходите ближе пряхи пряжу тките на рубахи.
Игра для девочек «Намотай нитку на веретено» (Девочки держат в руках веретено под музыку начинают наматывать нитку на веретено. Победит та, кто быстрей намотает нитку на веретено.)
Казачка : Как у нас на Дону дали синие, а казачки у нас – все красивые. А давайте-ка нарядим наших казачек. Эх, подруженьки выходите да наших казачек нарядите!
Игра для девочек: «Наряди казачку».
Девочки становятся в 2 колонны по 3 человека, 2 девочки сидят на стульчиках. На середине зала стоит столик, на нем лежат по 2 пары: бусы, фартук, косынки. По сигналу бегут за бусами, передают эстафету, а сами становятся в конец колонны и т. д. Наряжают казачку, кто быстрее.
Казачка : Ох, и любо дорого на вас красавицы поглядеть! Какие казаченьки у нас статные, белолицы да чернобровы! А подруженьки ваши веселые да задорные
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит
Выходи казачье племя
Померяться силенкой настало время.
Игра для мальчиков: «Перетяни скалку» - мальчики играют парами. Садятся на пол лицом друг к другу, держатся за скалку. По сигналу начинают перетягивать соперника к себе.
Казачка : Бег в мешках не просто гонки.
Мало тут одной силенке.
Тут и сильный упадет.
Ну скачите, прыгуны!
Победителю призы!
Игра – эстафета «Бег в мешках».
Для проведения игры участники делятся на две команды. Первым участникам игры выдаются мешки. По сигналу ведущего первые участники команд должны быстро залезть ногами в мешок, и, придерживая его руками возле пояса, допрыгать до обозначенного места. Обежав его, игрок возвращается к своей команде, вылезает из мешка и передает его следующему игроку, который повторяет все действия.
Во время игры не допускается падение мешка. Если во время эстафеты участник упал, он может подняться и продолжить соревнование.
Эстафета продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнят задание.
Казак 1. Раздайся народ, свет казачка идет,
Белолица, черноброва
Белой лебедью плывет
Свет — казачка, попляши
Твои ножки хороши!
Казачка 1. С казаком плясать пойду
И подружек позову!
Казачка 2. А как же мы будем казаков выбирать
Кому с кем надо плясать?
Казачка 3. А вот как. Мой чудесный башмачок
Становись на каблучок!
С кем плясать мне подскажи
Я бросаю — раз, два, три!
Девочки становятся в шеренгу спиной к мальчикам, бросают через плечо туфельку, ребята ловят, затем надевают на ногу девочке
Казак 2. Эх, подгорка моя, подгорушечка
Попляши ты со мной, моя душечка
Казак 3. Мы плясать-то мастера
Не боимся пляски
Руки в боки веселей
То не пляски — сказки!
Дети исполняют танец «Казачий перепляс»
Казачка : Играми да плясками сыт не будешь.
Славится наш народ угощеньем знатным.
Чай горячий –наша сила, украшение стола
«С чая лиха не бывает» - так в народе говорят.
Мы вас просим гости, За стол к нам присесть.
И с чаем душистым баранок поесть!