Елена Призенцова
«Как узнать птиц?» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1) Систематизировать знания о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, покрытых перьями, клюв.
2) Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; использовать для обобщения предметно-схематическую модель.
3) Познакомить с животными, которые могут летать или делать небольшие перелёты по воздуху, с их приспособленностью к такому передвижению.
4) Показать, что есть нелетающие птицы (страус, пингвин).
Публикация «„Как узнать птиц?“ Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
5) Воспитывать познавательный интерес к природе, бережное и заботливое отношение к птицам.
6) Закреплять технические навыки в изодеятельности.
Материалы к занятию.
Письмо, карточки к игре ”Собери изображение птицы”, схема-модель ”Птицы”, половинки листов бумаги для опыта, перья пуховые и маховые, веер, квадратные листы бумаги для изготовления поделки.
Оборудование: проектор, экран для просмотра слайдов.
Предварительная работа:
Серия наблюдений за птицами в уголке природы и на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение детской природоведческой литературы, дидактические игры: ”Зоологическое лото”, ”Отгадай какая птица”, ”Птичья столовая”, ”Зимующие-перелетные”, ”Третий лишний”.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте, кто-то стучится к нам в дверь!
Появляется Сова.
Сова: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сова!
Сова: Я прилетела к вам по просьбе Старичка-Лесовичка. Он передал вам письмо.
Воспитатель: читает письмо.
”Дорогие ребята! Я знаю, что вы любите природу, много о ней знаете.
Попробуйте отгадайте мои загадки. До скорой встречи!”
Старичок-Лесовичок”
”Крылья есть, хвост есть.
Летать умеет, а не самолет?” (Птица)
”Снится ночью пауку
чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела
А кого паук боится? Угадали? Это…” (Птица)
” Мы бываем разные:
Грудки ярко-красные,
Желтые, любые, даже голубые.
По весне мы гнезда вьем,
Песни весело поем.
Крылья нас зовут в полет.
Кто отгадку назовет?” (Птица)
Сова: Молодцы ребята, все загадки отгадали.
Воспитатель: Но здесь в конверте ещё какое-то задание. Старичок-лесовичок нам игру прислал ”Собери изображение птицы”. Чтобы выполнить это задание, вспомним из каких частей состоит птица?
Выставляется схема-модель ”Птицы”.
Дети: Две ноги, клюв, два крыла, тело, покрытое перьями.
Воспитатель: Правильно! (дети делятся на две команды и собирают изображения птиц).
Воспитатель: Мудрая Сова, правильно наши ребята выполнили задание?
Сова: Да, никто не ошибся, молодцы! А чем птицы отличаются от других зверей?
Дети: У птиц есть перья.
Воспитатель: Какие части тела помогают им в полете? (крылья, хвост)
Какое тело у птицы : легкое или тяжелое?
А почему оно легкое? (чтобы могли летать по воздуху)
Кто из вас знает, сколько едят птицы : много или мало?
Да, птицы едят понемногу, но часто, чтобы не быть тяжелыми.
Давайте проведем с вами опыт.
На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один лист и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно опустите его перед собой. Что произошло?
(Он упал камнем вниз). Возьмите прямой лист и также осторожно опустите его перед собой. Что вы увидели? (лист плавно опустился, летел)
Почему?
Дети: Второй лист – широкий, он опирается на воздух, у него большая поверхность, он может лететь.
Сова: Ребята, посмотрите какие интересные перья я принесла. (Дети рассматривают) Какие они?
Дети: Мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький.
Сова: Это пуховые перья. А теперь посмотрите вот на эти перья. Какие они по сравнению с пуховыми?
Дети: Жесткие, длинные, плотные, стержень полый, пустой.
Сова: Это маховые перья. Крылья и хвост – это главное в полете птиц. За счет раскрытых крыльев и хвоста создается большая опора на воздух. Ими птицы отталкиваются от воздуха и летят. Когда крылья опускаются, то перья плотно прижимаются друг к другу, воздушная поверхность уменьшается, птица не летит.
Воспитатель: Показывает на примере веера, как складываются и раскладываются перья и хвост.
Сова: Ребята, попробуйте взлететь. Что, не получается?
Динамическая пауза.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу;
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу;
Плавно руками помашем- это к нам птицы летят;
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.
Воспитатель: Ребята, все ли птицы могут летать?
Дети: Страус, пингвин не летают.
Слайд ”Страус, пингвин”
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Тело большое, а крылья маленькие.
Сова: Я никогда не видела этих птиц в нашем лесу.
Воспитатель: Они в наших лесах не водятся.
Родина страуса – Африка, но есть страусы и в Южной Америке, и в Австралии. Пингвины живут в Антарктиде.
Сова: Я теперь тоже знаю, что не все птицы умеют летать.
Воспитатель: Скажите, ребята, только птицы умеют летать?
Сова: Думаю только птицы, а кто же ещё?
Дети: Бабочки, стрекозы, мухи – это насекомые.
Воспитатель: Вот эти животные тоже умеют летать.
Слайд ”Летучие мыши”
У летучих мышей есть крылья, они способны к полету. В этом им помогают летательные перепонки.
Слайд ”Белка-летяга”
Воспитатель: Белке-летяге помогает летать широкий нарост между лапами. Ещё есть рыбы, которые тоже умеют летать. То летучие рыбы.
Слайд ”Рыба-топорик”
У рыбы длинные боковые плавники, она выскакивает из воды, раскидывает плавники и парит в воздухе.
Сова: Вот как интересно! Но мне ребята пора возвращаться домой.
Воспитатель: Ребята, как мы можем порадовать Сову?
Дети: Мы можем сделать поделки своими руками и подарить.
Изготовление летящей птицы ”Техника оригами”
Сова: Вот спасибо! Молодцы! До новых встреч, до свидания!
Воспитатель: Все сегодня молодцы, все были активные.