Татьяна Каковина
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим
в подготовительной группе
«Зимушка-Зима»
Подготовила : Каковина Т. В.
воспитатель
первой квалификационной категории
г. Ступино
Московская область.
Цель:
Развитие у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.
Продолжать формировать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• создать положительный настрой;
• способствовать тому, чтобы дети делали самостоятельно выводы;
• формировать навыки культуры поведения в лесу;
Познавательное развитие :
• закреплять представления детей о зиме и активизировать словарь детей по теме «Зима»;
• расширять представления детей о свойствах снега и льда;
• воспитывать отзывчивость и эмоциональный отклик на просьбу о помощи;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
• воспитывать любознательность;
Речевое развитие:
• развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.
Физическое развитие:
• развивать у детей длительный плавный выдох, мелкую и общую моторику и координацию речи с движением;
• развивать двигательную активность, координацию движений в сочетании с речью;
Предварительная работа:
Беседа с детьми о зиме, её признаках, изменениях в природе.
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением холодного времени года.
Чтение художественной литературы.
Наблюдение на прогулке за явлениями природы.
Загадывание загадок о зиме.
Разучивание пальчиковой гимнастики, самомассажа.
Словарная работа:
метель, вьюга, снегопад, сугроб, снегурка, снежки, пушистый, гладкий, рыхлый, плотный, мягкий, твердый, прозрачный,зимушка-зима, зимовье, зимний.
Оборудование:
магнитофон, диск с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», конверт с письмом, поднос со снегом, поднос со льдом, салфетки бумажные и влажные по количеству детей, корзинка, снежинка с загадками, цветные листы бумаги, пластиковые бутылочки с соломинками,
Ход ООД:
1. Вводная часть:
Организационный момент (создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания).
Звучит аудиозапись «Зимнее утро» П. И. Чайковского. Дети проходят в группу, встают на ковер.
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, на столе у меня лежало письмо. Но без вас я его не открыла. Вы хотите узнать, что там написано? Тогда давайте его откроем и прочитаем.
«Здравствуйте ребята. Пишет вам Зимушка-Зима. У меня в лесу очень много разных птиц. И среди них есть сорока-белобока. Она рассказала мне о вас много интересного. А самое главное она поведала мне, что вы умные и сообразительные. Поэтому приглашаю вас к себе в гости в зимний лес. На каждой полянке вас будет ждать один из моих друзей с заданием. За правильно выполненное задание мои друзья дадут вам снежинку. В конце путешествия, если вы соберете все снежинки (5штук, то вас будет ждать сюрприз».
Воспитатель: Ну что отправимся к Зимушке-Зиме в гости? Но прежде чем мы отправимся, вспомним, что нельзя делать в лесу.
Дидактическая игра «Как вести себя в лесу»
Дети поочередно берут карточки и рассказывают о правилах поведения в лесу.
Дети: Не мусорить, не бить стекла, покормить птиц, не разводить костры и т. д.
Воспитатель: Молодцы вспомнили как себя вести в лесу, теперь можем, отправляться.
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, закройте глаза.
«Вокруг себя обернись,
В зимнем лесу очутись!»
Воспитатель: Вот мы и оказались в зимнем лесу.
Воспитатель: Вдохните воздух. Чем может пахнуть в зимнем лесу?
Дети: Снегом, холодом, елками, свежестью, деревьями.
Воспитатель: Мы пришли на первую полянку. Кто там «каркает» на ветке березы? Вы, ребята, узнали?
Дети: ворона.
Воспитатель: Посмотрите, а что она держит в лапах? Да это конверт, а в нем первое задание. (Воспитатель читает задание).
Воспитатель: Сколько длится зима?
Дети: Зима длится 3 месяца.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Давайте вспомним признаки зимы, что относится к зиме.
Дети: Дни короткие, а ночи длинные; мороз; идет снег: солнце редко светит и не греет.
Воспитатель: Молодцы, мы справились с первым заданием. И нам ворона дала первую снежинку. Идем дальше.
Воспитатель: Мы пришли на вторую полянку. Как называется птица, которая нас ждет?
Дети: синица
Воспитатель: Посмотрите, она корзинку караулит. Давайте посмотрим, что в корзинке. Да здесь задание упражнение «Сравни и расскажи». (На столе стоят два подноса со снегом и льдом).
Воспитатель: Ребята, что стоит у вас на столе? Сравните их и расскажите об этом.
- Снег мягкий, а лёд твердый.
- Снег пушистый, а лёд гладкий.
- Снег белый, а лёд прозрачный.
- Снег рыхлый, а лед плотный.
- Снег легкий, а лед тяжелый.
- А как вы думаете, что быстрее растает? (ответы детей)
- Снег тает быстрее, а лёд медленнее.
Воспитатель: Молодцы справились с заданием, и синица дает нам еще одну снежинку. (Дети вытирают руки салфеткой).
Воспитатель: Ребята, наши пальчики замерзли, давайте их согреем. Сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, а это кто нас встречает (сорока).
Она сидит и коробочку сторожит. Посмотрим что в ней? Да здесь тоже задание. Сорока предлагает нам поиграть в игру «Закончи стихотворение».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки -
Серебристые… (снежинки)
На поселки, на лужок
Все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик,
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка-
Это девочка… (снегурка)
На снегу-то посмотри-
С красной грудкой… (снегири)
- Какие слова-отгадки здесь повторяются?
- Это слова родственники. Они очень похожи по звучанию и произошли от слова СНЕГ.
-Давайте еще подберём родственные слова к слову «зима»? (зимушка, зимовка, зимний)
- Как ласково назвать зиму? (зимушка-зима)
-Какую одежду мы одеваем зимой? (зимнюю)
- Осенью звери готовятся? (к зимовке)
- Снегири прилетают к нам (зимовать).
Воспитатель: Молодцы и это задание выполнили. Но в коробочке у сороки еще одно задание. Она предлагает нам отдохнуть.
Воспитатель: Ребята, что-то похолодало, давайте согреемся.
«Снеговик» (Массаж биологически активных зон)
Раз и два, раз и два. (Имитируют лепку снежков)
Лепим мы снеговика.
Мы покатим снежный ком (Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева)
Кувырком, кувырком
Мы его слепили ловко (Проводят пальцами по щекам сверху вниз)
Вместо носа есть морковка (Растирают указательными пальцами крылья носа)
Вместо глазок – угольки (Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирают лоб)
Ручки - веточки нашли. (Трут ладонями друг о друга)
А на голову – ведро (Раздвигают указательный и средний пальцы «вилочкой» и растирают точки перед ушами и за ними)
Посмотрите, вот оно! (Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой)
Воспитатель: Задание сороки выполнили, отдохнули. Сорока нам ещё снежинку отдала. Сколько у нас снежинок?
Дети: 3
Воспитатель: Сорока нас совсем заболтала нам пора дальше в путь. Ой, а кто же нас на этой полянке встречает? (воробей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, он для нас тоже задание приготовил. Упражнение «Вьюга» (формирование направленной воздушной струи).
Но вначале нам нужно отгадать загадку.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает?
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо?
Наметает на крыльцо?
Дети: вьюга
Воспитатель: Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк. Вот так.
Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.
(раздать детям пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом, в крышке каждой бутылочки, закреплена соломинка для коктейля.)
Включается музыкальное сопровождение «Вьюга».
Выполняется детьми 3-4 раза.
Воспитатель: Молодцы! Мы заработали ещё одну снежинку. Ребята, посмотрите, что за птица сидит на дереве?
Дети: Дятел. (Дятел держит записку)
Воспитатель: Давайте прочитаем, что там.
(Перед детьми лежат листы бумаги разных цветов.)
Воспитатель: Ребята, вы любите играть в снежки? Давайте поиграем в снежки из бумаги. Возьмите лист бумаги. Какого цвета вы выбрали бумагу? Почему вы взяли белый лист? (Снег белого цвета) Что нужно сделать с бумагой, чтобы получился снежок? (Нужно смять бумагу).
Игра «Назови ласково» со снежком.
Воспитатель: Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег – снежок. Холод – холодок. Мороз – морозец. Снежинка – снежиночка.
Зима – зимушка. Горка – горочка. Лед – ледок, льдинка. Санки – саночки. Валенки – валеночки. Сосулька - сосулечка. Снеговик -снеговичок. Ком – комочек.
Воспитатель: Молодцы! Вот ребята посмотрите, нам друзья отдали все снежинки. Сколько их(5)
Воспитатель: Ой, а что там стоит под елочкой? (корзинка с письмом)
Конечно, это Зимушка-Зима, приготовил нам еще одно послание:
«Спасибо вам дети за вашу доброту и отзывчивость. Мне очень понравилось, что вы такие добрые, отзывчивые, умные, сообразительные. Я убедилась, что сорока-белобока меня не обманула. Вы доказали мне свою смекалку. А больше всего мне понравилось, что вы работаете вместе и сообща. И за это я приготовила вам угощение. Угощайтесь на здоровье. До скорого свидания в моем сказочном лесу».
Зимушка-Зима
3. Заключительная часть:
Итог: - Ребята, мы справились со всеми заданиями. Даже получили угощение от Зимушки-Зимы. Давайте скажем: «Спасибо!». Пришла пора вернуться в детский сад.
«Вокруг себя обернись,
В детском саду очутись!»
Воспитатель: Ребята скажите, куда мы сегодня с вами ходили? Кого видели? Что понравилось больше всего? Мне тоже понравилось, как вы работали.