Надежда Иоселева
Эксперименты на весенних прогулках «Как прекрасен этот мир, посмотри» для старших дошкольников с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«Как прекрасен этот мир, посмотри.»
(Эксперименты на весенних прогулках для старших дошкольников с нарушениями зрения)
Публикация «Эксперименты на весенних прогулках „Как прекрасен этот мир, посмотри“ для старших дошкольников с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Известно, что при нарушении зрительных функций у детей ослабляются познавательные процессы. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка с нарушениями зрения заложены в процессе коррекционно-образовательной работы в условиях прогулки. Чтобы прогулка проходила с максимальной пользой для развития и коррекции, педагог должен руководить деятельностью детей.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Развитие поисково-познавательной деятельности детей с ОВЗ предполагает решение следующих задач:
• формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств;
• активизация у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.
Существует три взаимосвязанных направления работы: живая, неживая природа; человек.
Коррекционная работа при организации экспериментирования включает в себя развитие сохранных анализаторов.
1. Слуховое восприятие: расширение знаний о происхождении звука или шума; причины его возникновения, ослабления, усиления; передача на расстояние.
2. Обоняние: определение по запаху различных живых и неживых объектов; сравнение качества запаха (резкий, нежный, приятный, неприятный и т. д.).
3. Осязание: закрепление умения различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий, сладкий – горький; горячий – холодный; тонкий – толстый и т. д.
Предлагаю Вашему вниманию некоторые эксперименты.
Март
Эксперимент «Какой бывает снег?» - определение свойств снега, слежавшегося в сугробе (цвет, вес. плотность, температура).
Эксперимент «Разноцветные сосульки» - расширять представления о свойствах воды (цвет, размер на солнце в тени, вес, прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).
Эксперимент «Звонкая капель» - установить зависимость между таянием сосулек и температурой воздуха. Взять сосульки в руки, спросить, что ощущают дети при этом. Почему сосулька тает? Обратить внимание детей на размер сосульки, длину и толщину. Определить её верх и низ.
Эксперимент «Путешествие корабликов» - пустить в канавку кораблики и пойти за ними. Спросить, куда они плывут, почему; откуда появился ручеек, куда он течёт?
Эксперимент «Откуда слышен звук?» - дать представление о способе передачи звука на расстоянии. Выводы: если стоишь по направлению ветра – звук долетает быстро и отчетливо слышен, а если против ветра – наоборот.
Эксперимент «Пар» - обратить внимание детей на поднимающийся над асфальтом пар. Спросить, почему он появился? Объяснить, если дети затрудняются.
Эксперимент «Нежная травка» - установить причины появления травы на пригретых солнцем местах. (Пригрело солнце – растаял снег, согрелась почва, начала расти трава.)
Эксперимент «Что у нас под ногами?» - подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.
Эксперимент «Разные дожди» - расширять представления детей о характере дождя: мелкий, моросящий, ливень, косой, прямой.
Эксперимент «Капельки дождя» - понаблюдать за капельками воды, которые висят после дождя на ветках. Обратить внимание на то, что солнце светит на них, они переливаются разными цветами. Где быстрее они исчезнут? Почему?
Эксперимент «Как быстро согреть руки?» - предложить детям похлопать в ладоши, затем сильно потереть ладоши друг о друга. Каждый раз прикладывать к щекам, чтобы выяснить, когда ладоши тёплые, а когда горячие.
Апрель
Эксперимент «Волшебная полянка» - обратить внимание детей на интересное явление – цветы одуванчиков открываются в полдень и закрываются вечером. Отметить, их красоту, цвет, запах, строение (как солнце). Когда одуванчики пахнут сильнее?
Эксперимент «Ветер и вода» – выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.
Эксперимент «Солнечный зайчик» – обратить внимание на свойства предметов отражать свет. Какие предметы отражают свет?
Эксперимент «Мы - фокусники!» - выявить материал, взаимодействующий с магнитом.
Май
Эксперимент «Тополиный пух» - выяснить, растает ли тополиный пух на ладони, как снежинка, или нет. Почему? – делать простейшие умозаключения.
Эксперимент «Радуга» - выявить причину появления радуги. Используя ёмкость с водой, зеркало, дать понятие, что вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие.
Эксперимент «Как спрятаться бабочкам?» - найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Эксперимент «Поющая струна» - выявить происхождение высоких и низких звуков.
Эксперимент «Запах весны» - определение по запаху цветов липы, ромашки, листа тополя – развивать сохранные анализаторы – обоняние.
Эксперимент «Вертушка» - определить с помощью вертушки, есть ли ветер и какой силы (быстро крутится вертушка – сильный ветер, медленно – слабый ветер) – учить детей делать простейшие умозаключения, выводы.
Эксперимент «Что потом?» - систематизировать знания детей о циклах развития растений. Вспомнить этапы развития растения: семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.
Эксперимент - фокус «Почему не выливается?» - обнаружить атмосферное давление (стакан с водой, картон)
Эксперимент «Живые тени» - дать понятие детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения (солнце, кусты, деревья, дети).
Эксперимент «Разноцветные пузыри» - увидеть, как на солнце мыльные пузыри приобретают разные цвета. Какие?
Эксперимент «Как быстро рассеивается туман?» - учить устанавливать взаимосвязи между неживыми объектами природы. Чем выше солнце, тем туман меньше.
Эксперимент «Через какие предметы проходит солнечный свет?» - развивать зрительное восприятие детей (стекло, пластмассовые, металлические, деревянные пластины)
Эксперимент «Дуем – играем» - показать детям, что с воздухом можно по-разному играть, если научиться сильно дуть (пушинка, перышко, воздушный шарик и т. д.)
Успехов Вам и Вашим детям в познании мира!
Список используемой литературы:
1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб. : Речь, 2006. — 64 с. ;
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. ред.). М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. ;
3. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с. ;
4. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. - сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с.