Татьяна Геннадьевна Горбунова
«Этот загадочный космос». Педагогический проект для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
по ознакомлению старших дошкольников
«Этот загадочный космос»
Автор-составитель:
Горбунова Татьяна Геннадьевна
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
“Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Публикация «„Этот загадочный космос“, Педагогический проект для старших дошкольников» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим
В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чтобы быть уверенными, что дети вырастут настоящими гражданами, необходимо уже с дошкольного возраста знакомить их с историей Родины, с её главными историческими событиями. Таким событием для нашей страны является первый в мире полет человека в Космос.
В этом году наша страна будет праздновать 50-ю годовщину первого полета человека в космическое пространство.
И как приятно, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин, гражданин нашей страны. В честь этого события 2011 год объявлен годом Космонавтики. Хочу поделиться опытом своей работы в нашем дошкольном учреждении по теме «Этот загадочный Космос», через который мы воспитываем у старших дошкольников, посещающих наш детский сад,
любовь к Родине, гордость за нее и знание неба.
Тема проекта : «Этот загадочный Космос»
Тип проекта : Познавательно-творческий
Цели проекта : познакомить старших дошкольников с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной; расширение кругозора знаний о первом полете человека в космос, о начале освоения космического пространства. Создать условия для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности.
Задачи проекта :
- привлечь внимание детей к празднованию 50-летия со дня первого полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина;
- обобщить и расширить знания детей о космическом пространстве, о героях, покоривших космос;
- закрепить полученные знания детей о планетах, входящих в Солнечную систему;
- развивать связную речь детей, обогащать словарный запас. Способствовать
развитию памяти, мышления и мелкой моторики
- организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта
- воспитание чувства патриотизма и любви за свою Родину, первой пре-одолевшую силу земного притяжения, гордости за граждан своей страны;
- подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек
- выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Предполагаемый результат
Дети должны знать:
- различные явления неба – дождь, снег, молнию, радугу и
что ребенок может видеть на небе: Солнце, облака, небосвод, звезды, Луну;
- героев космоса- первых космонавтов, их одежду, различные летательные аппараты, а самое главное – значение космических полетов для человека;
- самую яркую звезду- Солнце, жительниц Солнечной системы – планеты;
- о вращении Земли вокруг своей оси, о годовом вращении нашей планеты вокруг Солнца и почему на Земле происходит смена дня и ночи;
- названия наиболее ярких звезд и созвездий, о посланцах дальних миров – метеоритах и метеорах, о кометах, которые можно увидеть на ночном небосводе.
- историю покорения космоса нашей страной «Как это было»;
- стихи, песни, загадки о Космосе
Сроки реализации проекта :
Январь- декабрь 2011 г.
Участники проекта :
Дети старшей и подготовительной к школе групп, воспитатели и музыкальный руководитель ДОУ, родители воспитанников, работники поселковой библиотеки.
Разработка проекта
Довести до участников проекта важность данной темы.
Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу.
Составить перспективный план мероприятий.
Подборка оборудования, музыкального и иллюстративного материала.
Деятельность педагогов
Разработка конспектов занятий, проведение бесед, развлечений.
Оформление выставок, информационных стендов с использованием фото и видеоматериалов.
Изготовление космического оборудования.
Изготовление буклета о космосе, презентаций о первых космонавтах «Как это было» и о проекте.
Деятельность детей
Познавательная, продуктивная, исследовательская, конструктивная, изобразительная, речевая, музыкальная, игровая деятельность.
Участие в развлечениях, праздниках, конкурсах.
Деятельность родителей
Оказание содействие педагогу в изготовлении космического оборудования, в оформлении группы
Активное участие в подготовке и проведению совместных мероприятий
(выставки рисунков и поделок по теме проекта, конкурс стихов о космосе)
Оценка результатов
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трё м направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка заинтересованности детей их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, развлечений, экскурсий, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участие в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий (выставки, конкурсы, развлечения, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта, а также через участие в региональном конкурсе проектов.
Этапы реализации проекта
I этап – Подготовительный
1. Осуществление анализа и обобщение имеющего опыта, проектирование работы о познании космоса.
2. Подготовка методического сопровождения проекта.
3. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проекта.
4. Создание развивающей среды.
II этап – Основной
1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта, презентация проекта
III этап – Заключительный
1. Осмысление и систематизация результатов проекта
2. Анализ мониторинговых исследований знаний детей по теме проекта.
3. Анкетирование родителей принявших участие в проекте с целью выяснения их мнения о результатах и значении проекта.
4. Обсуждение со всеми участниками проекта перспектив дальнейшего развития данного проекта
Оборудование и материалы
Иллюстрации на космическую тематику.
Материалы для продуктивной, исследовательской и изобразительной деятельности
Методическая литература о космосе, космической Системе, космонавтах.
Видео и аудиозаписи, магнитофон, DVD
Фотоаппарат.
Компьютер, принтер, сканер
Перспективное тематическое планирование мероприятий по ознакомлению дошкольников по теме :
«Этот загадочный Космос»
Проект по ознакомлению старших дошкольников с Космосом поделен на блоки.
В блоки занятий вошло все, что касается мира надземного, все, что существует над землей, над нами. И в первую очередь то, что ребенок может видеть: Солнце, облака, небосвод, звезды, Луну. Различные явления неба – дождь, снег, молнию, радугу и т. д.
В блоке “На чем и зачем люди летают в космос” знакомим детей с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса, а самое главное – раскрываем перед детьми значение космических полетов для человека.
Далее дети знакомятся с Солнцем, самой яркой звездой, с Солнечной системой и с ее жительницами – планетами. Так мы подходим к знакомству с нашей голубой планетой и узнаем, как Земля вращается вокруг своей оси, знакомим с годовым вращением нашей планеты вокруг Солнца и узнаем, почему на Земле происходит смена дня и ночи.
Следующий блок знакомства детей с тайнами космоса – “Спутница нашей планеты Луна”.
И завершает космический блок – “Звездный зоопарк, или Космическое путешествие к звездам”, где дети узнают о наиболее ярких звездах и созвездиях, о посланцах дальних миров – метеоритах и метеорах, о кометах, которые можно увидеть на ночном небосводе.
На занятиях о космосе большое внимание уделяется занимательным опытам и экспериментам, которые побуждают детей к творчеству.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: занятия, игры, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, просмотр фильмов о Космосе, беседы с детьми, развлечения, викторины, т. д. Все эти формы служат достижению цели проекта “ Этот загадочный Космос” - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, сохранению их физического и психического здоровья.
Форма организации Тема Ответственный Сроки
Блок «Что ребенок может видеть»
Занятия:
1. ознакомление с окружающим миром
2. экологическое воспитание;
3. рисование;
4. музыкальное.
«О космосе» (презентация)
«Голубая планета, какая ты?»
«Космическое путешествие»
«Земля, с днем рождения тебя!»
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
муз. руководитель
Январь-
Февраль-
Март
Совместная деятельность Экспериментальная работа «Как выглядит солнце» Воспитатель февраль
Развлечение «Космический праздник» Воспитатель,
муз. руководитель апрель
Игры Сюжетно – ролевые:
«Космические спасатели»
Дидактические:
«Разрезные картинки»
Подвижные:
«Обитатели космоса»;
«Солнышко светит раз…». воспитатель
воспитатель
воспитатель
В течении
всего года
Блок «На чем и зачем люди летают в космос»
Занятия:
1. ознакомление с окружающим миром
2. обучение грамоте;
3. интегрированное занятие;
4. сюжетная лепка;
5. аппликация
(нетрадиц. техника)
6. физкультурное.
«Первые космонавты» (презентация)
«Космическое путешествие»
«Большое космическое путешествие»
«Покорители космоса – наши космонавты»
«Ракета»
«Тренировка для команды космического корабля»
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
февраль
Ноябрь
Март
Апрель
Февраль
Март
Игры Сюжетно – ролевые:
«Мы изучаем космос»
Дидактические:
«Изучение космоса»;
«Расставь по порядку»;
«Узнай по силуэту»;
«Потому, что…».
Подвижные:
«Найди свое место в космическом корабле»;
«Собери космический модуль»;
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
В течении всего года
Блок «Солнечная система»
Занятия:
1. ознакомление с окружающим миром
2 интегрированное занятие;
3. развитие речи;
4. экологическое воспитание.
«Солнечная система» (презентация)
«На далекой удивительной планете»
«Полет на планету Словесности»
«Небесные тела»
«Солнце – источник жизни»
«Жизнь на Земле»
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Декабрь
Декабрь
Январь
Декабрь
Январь
Март
Праздник «День космонавтики» Воспитатель,
Музык. Руководитель Апрель
Игры Сюжетно – ролевые:
«На планете веселых животных»;
«Исследование новой планеты»;
«Инопланетяне».
Дидактические:
«Планеты и солнце»;
«Солнечная система».
Развивающие игры:
«Рыжий Ап в космосе»;
«Вселенная. Солнечная система»;
«От Плутона до Меркурия».
Подвижные:
«Обитатели космоса»;
«Солнце. Земля. Луна»;
«Солнышко светит раз…».
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
В течении всего года
Блок «Спутница нашей планеты – Луна»
Занятия:
1. ознакомление с окружающим миром
2. ИЗО (рисование манной крупой);
3. математика;
4. конструирование.
«Человек на Луне»
«Путешествие к неземным мирам»
«Далекий космос»
«Строительство Лунохода»
«Летательные аппараты»
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Апрель
Март
Февраль
Апрель
Совместная деятельность Беседы:
«Какая она, Луна?»;
«Люди на Луне».
Консультации для родителей Воспитатель
Воспитатель Март
Апрель
Февраль
Досуг «Космические соревнования» Воспитатель,
Музык. руководитель Ноябрь
Игры Сюжетно – ролевые:
«Полет на Луну и прогулка по лунной поверхности»
Дидактические:
«Круглый год»;
«Малый космический конструктор».
Развивающие игры:
«Подбери по силуэту».
Подвижные:
«Солнце. Земля. Луна»;
«День и ночь»;
«Гонки на луноходах».
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
В течении всего года
Блок «Звезды и созвездия»
Занятия:
1. ознакомление с окружающим миром;
2 интегрированное занятие;
3. аппликация
«Звезды – светящиеся небесные тела»
«Звездное небо. Кометы»
«Звезды и кометы»
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Совместная деятельность
Беседа: «Звезды и звездные системы»
Экскурсия в библиотеку
Воспитатель
Воспитатель,
Работник библиотеки
Декабрь
Март
Развлечение «Звездочеты» Воспитатель,
Музыкальный руководитель Январь
Игры
Подвижные:
«Звездочет»;
«Обитатели космоса»;
«Посчитаем звезды».
Дидактические:
«Знаки Зодиака»;
«Звездное небо»;
«Карта созвездий»;
«Собери созвездия»;
«Изучаем созвездия»;
«Звездная карта».
Воспитатель
Воспитатель
В течении всего года
Результаты работы:
1. Разработаны перспективное планирование, конспекты занятий, бесед и развлечений по ознакомлению детей с Космосом, космонавтами.
2. Подобраны детская и методическая литература, иллюстративный и музыкальный материал по теме «Космос».
3. Создана предметно-развивающая среда: модель Солнечной системы, макет звездного неба.
3. Оформлены выставки детских работ и их родителей : «Космические фантазии»
4. Подготовлены рекомендации для родителей: какие книги читать детям, какие экспозиции в музеях доступны пониманию дошкольников.
5. Созданы презентация для детей и буклет о первых космонавтах «Как это было…»
6. Родители, дети и педагоги приняли активное участие в реализации и презентации проекта.
После завершения проекта дети смогут составить рассказ о космосе, планетах Солнечной системы, космонавтах, научатся анализировать имеющиеся сведения о космосе, смогут использовать имеющиеся знания в художественно- творческой деятельности и смогут гордиться тем, что они живут в стране, граждане которой первыми покорили «Этот загадочный Космос»