Екатерина Николаева
Игровые театрализованные технологии как средство коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Николаева Екатерина Валерьевна
Опыт работы в детском саду компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции для детей с нарушениям показывает, что у наших воспитанников есть трудности установления коммуникативных контактов, наблюдается бедность мимики, они имеют малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний, наблюдается амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений. У некоторых детей плохо развита общая моторика, присутствуют навязчивые движения, такие как покачивания головой, телом, руками.
Публикация «Игровые театрализованные технологии как средство коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Дошкольники с неполноценным зрением не умеют использовать крупную моторику для выражения своего настроения, своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей.
В связи с этим актуальным становится вопрос поиска решения этих проблем. И как вариант ненасильственной коррекции предлагаем использование театрализованной деятельности как игровой технологии в ежедневной работе с детьми с нарушениями зрения. Театрализованную деятельность в детском саду мы организуем в режимные моменты (в свободной деятельности детей, на прогулке, а также проводятся театрализованные игры-занятия в рамках оказания дополнительных образовательных услуг. Преследуя основную цель – развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения, решаем следующие коррекционные задачи :
1. Формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства : мимику, жесты, интонации.
Для решения данной задачи используются упражнения «Опиши эмоцию» (по маске, «Изучаем свое лицо» (с зеркалом, «Разминка для лица», «Покажи эмоцию».
При обучении мимическому воспроизведению различных эмоциональных состояний в начале вводятся положительные эмоции (радость, удовольствие, любовь, удивление). Изучение мимических выражений эмоциональных состояний (положение бровей, глаз, уголков рта, сначала проводятся при помощи масок, барельефов, чтобы дети с нарушениями зрения могли воспринимать лицо и осязательным, и зрительным способом. Обследование мимики обязательно сопровождается словесным описанием (брови приподняты, глаза и рот широко раскрыты и округлены и т. д.).
2. Знакомить с элементами невербального общения. Овладению детьми с нарушениями зрения жестовой речью, позами способствуют игры-этюды с элементами театрализации («Отгадай, кто я?», «Зеркало», «Пьем чай», «Зоопарк»). Знакомя детей с жестами и позами, используем прием сопряженных действий, который помогает детям правильно принять нужную позу. Все жесты, позы, выражения лица, с которыми знакомим детей, необходимо четко выражать словами.
Активность каждого ребенка побуждается подвижными играми соревновательного характера. Они вызывают у детей здоровое эмоциональное возбуждение. Отработанные в ходе подвижных игр-соревнований выразительные движения отличаются большей устойчивостью.
3. Учить снимать психомышечное напряжение. Данную задачу удается реализовывать посредством игр-упражнений «Солдат и тряпичная кукла», «Нехочуха», «Доброе животное», «Собака лает и хватает за пятку»; этюды на выражение эмоций «Коврик злости», «Ласковые лапки». Оживляет эту работу использование музыкального фона, который присутствует на всех игровых тренингах. Все это способствует обогащению мимики и жестов, чувствительности к психологическому состоянию детей.
Введение театрализованной деятельности в реабилитационный процесс дает положительные результаты. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения). Речь стала связной, выразительной, повысился уровень коммуникативных способностей. Наблюдается положительная динамика в эмоциональном развитии и ориентировке в пространстве. А самое главное – умения и навыки, полученные в театрализованных играх, дети используют в повседневной жизни, и через театр закрепляют знания поведения в обществе.
Список литературы:
1 Денискина, В. 3. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения / В. 3. Денискина. Верхняя Пышма, 1997.
2. Корнилова И. Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации //Дефектология. — М. ,1998 №6.
3. Литвак Ф. Г. Психология слепых и слабовидящих. Учебное пособие. -СПб. :Издательство РГПУ им. А. И. Герцена,1998.
4. Петрова Т. И. ,Сергеева Е. Я., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М. : Школьная пресса,2000.
5. Феоктистова В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. СПб. : Речь, 2005.