МААМ-картинки

Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушениями зрения (2 фото)

Татьяна Крючкова
Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушениями зрения

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности, систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Публикация «Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

Использование дидактических игр с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения имеет некоторые особенности. Охватывая сензитивные периоды жизни детей с ОВЗ, игра повышает их абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов, связанных с нарушениями зрения. Как зона ближайшего развития ребенка, игра в тифлопсихологии рассматривается как средство всестороннего развития, способ познания окружающего мира.

Однако ограничения функции зрительного анализатора создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: у детей отмечается бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий. Игровая деятельность детей с нарушениями зрения связана с возникновением компенсаторных процессов, с формированием нравственных качеств, с формированием предметных и игровых действий, с развитием зрительного восприятия.

В игре обязательно учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника, устраняются нежелательные проявления в характере и развиваются необходимые компоненты для успешного обучения:

- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);

- мотивационный (желание узнавать новое);

- практический (применять полученные знания и умения в жизни).

Слабовидящие дети всех возрастов отстают от своих зрячих сверстников по результативности правильного выполнения задания, однако к концу дошкольного возраста при соответствующем обучении они начинают справляться с заданиями, а именно овладевают способами мысленного оперирования образами, работая в умственном плане и по правилам.

Для детей с нарушениями зрения особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых происходит развитие зрительного восприятия, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.

Многие дети с нарушениями зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения частей. Поэтому важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы (слух, осязание, обоняние). С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения.

Дети с нарушениями зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой.

Дидактическая игра является одним из эффективных средств сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ, основным элементом которой является обучение детей способам познания.

По характеру воздействия на процесс сенсорного развития детей дидактические игры можно условно разделить на две группы:

1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;

2) логические дидактические игры, назначение которых - смысловая систематизация чувственного опыта.

Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.

В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам - цвету, форме, величине, пространственным характеристикам и т. д.

С целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушениями зрения мною были подобраны и изготовлены дидактические игры и игрушки с использованием нетрадиционных технологий. Такие игры и игрушки очень привлекают внимание детей своей необычностью, и дети с удовольствием играют с ними.

Отличительным, универсальным характером этих игр является материал (нестандартный, бросовый, т. е. такие игры не потребуют много материальных затрат, но в то же время позволяют развивать фантазию детей и взрослых. Нетрадиционные игры, как правило, мобильны и многофункциональны. Каждая новая игра входила в жизнь детей в группе, как сюрприз.

Хочу предложить некоторые игры, которые я придумала и изготовила.

В начале учебного года предварительная подготовка детей помогла сестре-ортоптистке более точно определить остроту зрения, т. к. сначала дети молчали и не называли изображенный силуэт предмета. Для этого была изготовлена дидактическая игра с изображением предметов из таблицы Орловой:

"Узнай и назови предмет по силуэту".

Цель: упражнять детей в узнавании и назывании предметов по силуэту:

лошадка, кольцо, елка, машина, звезда, грибок, самолет и др.

"Сгруппируй предметы".

Цель: упражнять в умении классифицировать предметы, изображенные в таблице Орловой, по обобщающим признакам: животные, транспорт, игрушки и т. д.

Из всем известных игр с прищепками предлагаю свой вариант.

Игры с прищепками – это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которые являются и тактильным упражнением.

Еще хочу предложить следующие нетрадиционные игры, которые разработаны для детей дошкольного возраста с ОВЗ с целью развития сенсорной сферы, мелкой моторики, логического мышления:

«Ковролин (отклей-наклей)»,

Пазлы (из палочек мороженого,

«Подбери снеговикам пуговицы по цвету, величине»,

«Веселый конструктор» (сделан из уплотнителей крышек и из держателей от папок,

«Цветные трубочки» (трубочки для коктейля,

«Разноцветные колечки»(колечки от крышек сока и воды) и др.

Нетрадиционные дидактические игры и упражнения являются эффективным средством, с помощью которых у слабовидящих детей активизируются зрительные функции и познавательные процессы.

Таким образом, можно говорить о необходимости использования дидактических игр и упражнений в коррекционной педагогической и лечебно-восстановительной работе.

Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушениями зрения
Фото №1 Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление
Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей в группе для детей с нарушениями зрения «Игры, которые лечат» МБОУ «СШ №2 г. Вельска» структурное подразделение «Детский сад №6 «Искорка» «Игры, которые лечат». Семинар - практикум для родителей.

Дидактические игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире для детей с нарушением зрения ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ (дети с нарушением зрения) Дидактическая игра является эффективным.

Конспект беседы «Мир спасет доброта» с детьми группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения Беседа с приглашением семьи ребенка - инвалида детства, выпускника детского сада Булах Ангелины. Задачи: - формировать представления о доброте,.

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения Пояснительная записка: Данное занятие является этапом формирования предпосылок к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста группы.

Конспект совместной образовательной деятельности по ОБЖ в старшей группе для детей с нарушениями зрения Цель: 1. Учить различать плохие советы и поступки. Понимать, что красивая привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним.

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке»Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.

Литературная игра «Сказочная азбука» для учащихся 2–4 классов школы-интерната для детей с нарушениями слуха и зрения ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения» Литературная игра во 2-4 классах «Сказочная.

Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зренияРазвитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения.

Социально-культурная реабилитация детей с нарушениями слуха и зрения СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ В настоящее время в России большое внимание уделяется детям с ограниченными.

Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения Дети с нарушениями зрения часто испытывают трудности при ориентировке в пространстве. Семья, для ребенка является первичным социальным окружением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 12 марта 2019 в 16:51
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Крючкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД