ирина фомичева
Как организовать работу с использованием ИКТ на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
«Как организовать работу с использованием ИКТ на логопедических занятиях»
За последнее время значительно увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Как известно эту категорию детей характеризует быстрая утомляемость, истощаемость и отвлекаемость. Один из способов активизировать и удержать внимание таких детей, повысить мотивацию к получению новых знаний, способствовать лучшему усвоению предлагаемого материала выступает использование в работе учителя-логопеда информационно-компютерных технологий (ИКТ).
Публикация «Как организовать работу с использованием ИКТ на логопедических занятиях» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Применение ИКТ в логопедической работе позволяет значительно повысить уровень эффективности работы в целом: делает предлагаемый материал более доступным, понятным, привлекательным и запоминающимся для детей.
В работе учителя-логопеда удобно, когда к каждой лексической теме перспективного планирования разработана и создана своя презентация. Таким образом, применять ИКТ можно на фронтальных и подгрупповых занятиях по накоплению всех видов словаря, развитию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, демонстрируя картинный материал на экране, используя анимацию, сопровождая звуковым оформлением. Например, на занятиях дети знакомятся с голосами птиц, домашних животных и их детенышей, звуками природы, музыкальных инструментов и так далее. Таким образом, дети лучше запоминают и с интересом принимают предложенный им материал.
Такое нетрадиционное предложение материала позволяет решать ряд как коррекционно-развивающих задач, в том числе и развитие слухового внимания, слуховой памяти, умения дифференцировать неречевые и речевые звуки – развивать фонематическое восприятие в целом, так и воспитательные задачи, повышая интерес детей к занятиям, развивая усидчивость.
Очень эффективно использование ИКТ на индивидуальных логопедических занятиях по развитию звукопроизношения. Как правило, подбираются и используются презентации на развитие дыхания (целенаправленной воздушной струи, закрепление правильного выполнения упражнений артикуляционной гимнастики (презентации с демонстрацией правильного уклада органов артикуляции при выполнении какого-либо упражнения, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков (презентации с картинным материалом, игры, на отработку лексико-грамматических категорий, развитие связной речи детей дошкольного возраста (сюжетные картинки и серии картин, схемы, мнемотаблицы).
Как варианты использования ИКТ, можно предлагать для просмотра детям видеоролики, мультипликационные или художественные фильмы и нарезки из них, различного рода презентации из картинок, фотографий.
Все выше перечисленные варианты хороши для сопровождений образовательного процесса. Можно использовать ИКТ и как средство диагностики речевого развития детей всех возрастов: уровня развития словаря, грамматического строя языка, связной речи, фонематического восприятия, звукопроизносительной стороны речи, просодических компонентов речи, мелкой моторики. Для этого используют презентации, в которые входит материал, подобранный с учетом возрастных особенностей детей.
Использование ИКТ имеет большое значение и для педагогов, поскольку позволяет экономить время на подборе необходимых картинок для фронтальных и индивидуальных занятий, а также позволяет сохранять плотность занятий, удерживая интерес детей.
Проводя логопедические занятия с использованием ИКТ, не стоит забывать о соблюдении гигиенических норм: дозировке времени применения экрана (компьютера, моноблока, телевизора). Как правило, экран (монитор, телевизор, моноблок) не должен использоваться на протяжении всего занятия, а только фрагментарно не более 10 минут, 2-3 раза в неделю.
Размер экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.
Просмотр в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой комнаты верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа, размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.
Непрерывная продолжительность работы с компьютером (моноблоком) в виде развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.
После работы с компьютером (телевизором, моноблоком) с детьми проводят гимнастику для глаз, с целью снятия зрительного утомления и профилактики нарушения зрения.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога.
Таким образом, использование ИКТ на логопедических занятиях дает возможность не только актуализировать знания дошкольников, но и разнообразить коррекционно-образовательный процесс, решая одновременно несколько задач, направленных на разностороннее развитие ребёнка. Помните, что грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность образовательного процесса.