Васина Алла Владимировна
Использование ИКТ на индивидуальных занятиях как условие повышения качества и результативности коррекционного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический пункт является структурным подразделением государственного, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения. Создан он, в целях оказания помощи детям, посещающим МБДОУ, которые имеют нарушения в развитии устной речи (первичного характера). Таким образом, логопедический пункт, согласно «Положению о логопункте» комплектуется детьми имеющими фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Публикация «Использование ИКТ на индивидуальных занятиях как условие повышения качества и результативности коррекционного процесса» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Данные ежегодно проводимого мониторинга речевого развития воспитанников МБДОУ показывают неуклонное увеличение числа детей, нуждающихся в коррекции речи. Дети с речевыми нарушениями в общеобразовательном дошкольном учреждении нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Когда в минимальные сроки приходится решать максимальное количество задач, то применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяют мне оптимизировать коррекционно-развивающий процесс и сделать его более результативным.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Приоритетной задачей применения компьютерных программ на индивидуальном занятии состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. Компьютерные технологии выступают здесь как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.
Как отмечают многие авторы (Р. Ф. Абдеев, 1994; В. П. Беспалько, 0022; О. И. Кукушина, 1994; И. А. Филатова, 1993 и др., применение ИКТ позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение воспитанников и значительно повысить эффективность любой деятельности. Это предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Преимущества использования компьютерных развивающих программ.
• Повышают мотивацию к логопедическим занятиям.
• Формирует активную позицию субъекта обучения и привычку к учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)
• Предполагают индивидуальный подход к каждому ребёнку
(разноуровневые задания).
• Эффективно развивают творческие способности.
• Открывают новые возможности использования педагогических приёмов в традиционной коррекционной методике.
Поэтому я рассматриваю использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях не целью, а средством, активизирующим коррекционную работу исходя из психолого-педагогической характеристики воспитанников ФФНР, ФНР.
Использование компьютерных программ на индивидуальных занятиях происходит фрагментарно, с соблюдением гигиенических норм и рекомендаций по нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп. 2.12.10.
1. Максимальная одноразовая деятельность работы ребёнка за
компьютером не должна быть ниже указанной:
• Для детей 6 лет с 1-2 группой здоровья – 15 минут в день.
• Для детей 6 лет с 3 группой здоровья – 10 минут в день.
• Для детей 5 лет с 1-2 группой здоровья – 10 минут в день.
• Для детей 5 лет с 3 группой здоровья – 7 минут в день.
• Для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию
зрения – 10 минут в день.
• Для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию
зрения – 7 минут в день.
2. В течение дня допускается проведение только одного занятия с
использованием компьютера.
3. Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера :
• Первая половина дня – оптимальное время
• Вторая половина дня – допустимое время, но занятие проводится в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 часов 30 минут до 16 часов 30 минут, после дневного сна и полдника.
4. Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет – 2 раза в
неделю.
5. Рекомендуемые дни для занятий с компьютером :
• вторник, среда, четверг – оптимальные дни
• понедельник – допустимый день.
6. Не допускается проведение занятий с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.
В своей работе я использую следующие компьютерные программы:
- «Игры для Тигры»
- «Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши»
- «Играем и учимся» (для детей 3 -7 лет)
- «Компьютерный практикум для проведения логопедической работы в начальной школе» (Для детей 7 – 10 лет)
Направления коррекционной работы с детьми ФНР и ФФНР
с использованием компьютерных программ.
I. Коррекция и формирование фонетической стороны речи
Дыхание и просодические компоненты устной речи
Звукопроизношение (формирование правильных артикуляционных укладов, закрепление изолированных звуков, автоматизация слогов и т. д.)
II. Коррекция и формирование фонематической стороны речи.
Фонематические процессы
(развитие слухового восприятия и навыков звукового
анализа и синтеза)
III. Коррекция и формирование лексико – грамматических средств языка
Лексика.
Грамматические средства языка.
IV. Коррекция и формирование психических процессов
(слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, эмоционально – волевая и мотивационная сфера, словестно – логическое мышление).
V. Мелкая моторика пальцев рук
Введение компьютерных программ в индивидуальные занятия проходит три этапа независимо от выбранного мною направления коррекционной работы.
Реализация цели второго этапа предполагает постановку задач в соответствии с логопедическим диагнозом (ФНР, ФФНР) и индивидуальными особенностями воспитанников.
Этапы введения компьютерных программ
на индивидуальное логопедическое занятие.
1 этап: Ознакомительный.
Цель: Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.
Задачи:
1. Преодоление психологического барьера между компьютером и ребёнком с помощью создания ситуации успеха.
2. Формировать правильное отношение к компьютеру: компьютер – сложное техническое устройство, созданное человеком и помогающее в труде и отдыхе.
3. Показать ребёнку его собственные возможности в управлении компьютером. Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
4. Дать необходимые знания и сформировать основные умения, позволяющие взаимодействовать с компьютером.
5. Познакомить ребёнка с компьютерными программами.
2 Этап: Коррекционно – образовательный
Цель: Коррекция фонетических и фонетико – фонематических нарушений речи.
Задачи:
1. Формировать и развить у детей речевые и языковые средства: звукопроизношение, дыхание и просодические компоненты речи, фонематические процессы, лексико–грамматический строй речи.
2. Формировать и развить навыки учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
3. Развить психические процессы (слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, эмоционально – волевая и мотивационная сфера, словестно – логическое мышление).
3 Этап: Творческий.
Цель: Развитие самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи
Задачи:
1. Развить воображение.
2. Развивать самоконтроль
3. Развивать познавательную активность.
Каждое индивидуальное занятие с использованием компьютерных программ является комплексным, т. е. представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. Занятие включает в себя три основных этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Блоки (модули) компьютерных программ на занятии я использую фрагментарно т. е. только в одной из трёх частей занятия в соответствии с задачами выбранного направления работы.
Использование блоков компьютерных программ
на индивидуальных занятиях.
I Подготовительный этап индивидуального занятия :
"Игры для Тигры» – блоки:
«Звукопроизношение», «Просодика»
II Основной этап индивидуального занятия
"Игры для Тигры"– блоки:
«Просодика», «Фонематика», «Лексика»
«Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши» – блоки:
«Соедини», «Укажи», «Прочитай», «Разбей на группы», «Составь слово»
«Играем и учимся» (Для детей 3 -7 лет) – блоки:
«Звуки и буквы для дошкольников», «Мир вокруг нас»
«Компьютерный практикум для проведения логопедической работы
в начальной школе» (Для детей 7 – 10 лет) – блоки:
«Выбери», «Стыковка», «Соедини», «Мостик», «Обучение грамоте»,
«Укажи рисунок», «Раздели рисунки»
III Заключительный этап индивидуального занятия :
"Игры для Тигры» – блоки:
«Просодика», «Фонематика», «Лексика
«Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши» – блоки:
«Анаграммы», «Кубики», «Продолжи узор», «Раскраска», «Запомни»
«Компьютерный практикум для проведения логопедической работы
в начальной школе» (Для детей 7 – 10 лет) – блоки:
«Запомни», «Раскраска», «Анаграммы», «Составь картинку»
«Учимся и оздоравливаемся (Для детей 4 - 7 лет)» – блоки:
«Азбука», «Один – ни одного. Мало – много», «Цифры»
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.
Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.
Использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успехов