Маргарита Смирнова
Сказкотерапия и песочная терапия в коррекционно-логопедических занятиях.
▼ Скачать + Заказать документы
За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе с детьми-логопатами можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения. В нашей работе таким методом стала – сказка.
Публикация «Сказкотерапия и песочная терапия в коррекционно-логопедических занятиях,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Цикл занятий «Погружение в сказку» помогает восполнить некоторый пробел и в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание активизации процессов мышления и улучшению моторики пальцев рук. Но при этом недостаточное внимание уделяется общим движениям тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов.
А игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.
В каждой предлагаемой сказке присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания дыхания. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, беспокойство, агрессию, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе.
Занятия по сказкам я провожу 1 раз в неделю, длительностью 25 минут. Учитываю возраст детей и их психические и индивидуальные возможности.
Каждое занятие включает в себя комплекс, включающий в себя разнообразные приемы, игры, упражнения и танцы, направленные на решение нескольких задач (развитие эмоционально-волевой, познавательной сфер, речи, а также упражнения на релаксацию). Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Еще одной интересной формой работы является песочная терапия. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка, поэтому я использую песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Для этого подбираю разнообразную коллекцию миниатюрных игрушек и предметов, растительность, камешки и т. д.
Упражнения с песком обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывают дети, для того, чтобы достичь высокой степени реабилитации детей-логопатов.