Ирина Шульгина
Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление
на
Межрегиональной научно-практической экологической конференции
«Учимся жить устойчиво в глобальном мире :
Экология. Здоровье. Безопасность»
«Как научить ребенка любить и беречь природу»
(Мой вклад в распространение идей устойчивого развития)
Аннотация
Публикация «Опыт работы „Как научить ребенка любить природу, Мой вклад в распространение идей устойчивого развития“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2019
Доклад ориентирован на педагогов дошкольных образовательных учреждений. Цель - пред-ставить систему работы по экологическому воспитанию дошкольников в контексте концепции устойчивого развития.
Ключевые слова: образование для устойчивого развития, экологическое воспитание в ДОУ,
наследие, мировоззрение устойчивого развития.
Содержание:
1. Цели работы по экологическому воспитанию в рамках концепции устойчивого развития.
2. Какие положения концепции устойчивого развития можно и нужно применять в дошкольном образовании.
3. Представление и характеристика системы работы по экологическому воспитанию.
«Любовь к природе, впрочем,
как и всякая человеческая любовь,
несомненно, закладывается в нас с детства»
(И. С. Соколов-Микитов).
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Первое определение устойчивого развития звучало так : «…это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Речь идет о самоподдерживающем развитии общества,о развитии, которое поддерживает равновесие, в частности общества и окружающей среды, не дает угаснуть природе, а вместе с ней и цивилизации.
Свою задачу я вижу не только в том, чтобы изучить природу и рассказать о ней, а постараться, чтобы эти идеи устойчивого развития вошли в сознание ребенка, чтобы у него сложилось мировоззрение, которое будет определять его поведение в дальнейшем. Дети посте-пенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе, с одной стороны, происходят в соответствии с определенными закономерностями, которые необходимо учитывать, а, с другой — во многом зависят от отношения к ним человека, его поступков.
Какие же положения концепции устойчивого развития можно и нужно применять в дошкольном образовании?
понимание ценности природы не только как среды обитания, но и как глобального фактора на планете.
осознание ребенком себя как части природы.
воспитание уважительного отношения ко всем видам флоры и фауны, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
формирование эмоционального отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость.
понимание того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать, в природе все взаимосвязано.
осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.
формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
«Мыслить глобально, а действовать локально» - вот главный принцип, которым я стараюсь руководствоваться в своей работе.
В моей практике был случай, когда ребенок изо дня в день бегом мчался к песочнице как только мы выходили на прогулку. Все время он что-то строил, лепил, ломал и снова сооружал. Выманить его оттуда было невозможно. Мама забирая ребенка из садика, каждый раз отчитывала его за не слишком чистую одежду, на что малыш не находил, что ответить. Из беседы с мамой выяснилось, что она не разрешает ему играть в песочнице во время прогулок, мотивируя свой отказ не только грязной одеждой после таких игр, но и тем, что такое занятие приносит только вред с точки зрения здоровья. Переубедить ее в этом было довольно сложно. Современные родители и педагоги нередко ограничивают естественные стремления ребенка исследовать окружающую среду — лужу, песочницу, камни, опавшие листья. Ведь запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать. Все это приводит к угасанию у детей любознательности и познавательной активности.
Я очень рада, что хотя бы в детском саду этот мальчик мог в полной мере удовлетворить свои потребности в исследовании, творчестве и познании окружающей действительности. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать листья, кору деревьев, побегать босиком по траве, самостоятельно открыть тайны природы. Конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе!
Ребенок приходит в детский сад совсем маленьким человеком. Это маленькая книга, в ко-торой еще совершенно чистые страницы, доверчиво распахнувшиеся перед тобой. И от нас во многом зависит, с каким багажом этот малыш придет сначала в школу, а затем и во взрослую жизнь.
Большим преимуществом, которым я как педагог дошкольного образовательного учреждения стараюсь в полной мере пользоваться, является поистине безграничная возможность интеграции. Учитель в школе все же ограничен, на мой взгляд, рамками своего предмета. В детском саду мы можем практически каждый вид деятельности (начиная с непосредственной образовательной деятельности и заканчивая режимными моментами) использовать для продвижения идей ОУР. Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей, а не только по разделу ознакомления с природой, принесет желаемые результаты.
Важно изменить монологовую форму общения педагога с ребенком на диалоговую, актив-нее внедрять интерактивные методы в обучение. Современные дети чуть не с пеленок владеют компьютерной техникой, поэтому для них не является проблемой занятие с использованием планшета, интерактивной доски. Напротив, нам, порой, есть чему у них поучиться. Современные технологии дают огромный потенциал для творчества педагога.
Образование для устойчивого развития предполагает уважение к другим людям, включая нынешние и будущие поколения, любовь к родному краю, к родной культуре, к родному го-роду, к родному языку. Эта любовь постепенно расширяется, переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и будущему, а затем ко всему человечеству, к культуре в широком понимании этого слова, как наследию, оставленному нам предками.
Устойчивое развитие подразумевает право ребенка не только на качественное образование, но и на здоровую среду. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, наблюдений, труд в природе развивают детей физически и укрепляют их здоровье.
Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребе-нок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет
олученные представления. Стараюсь использовать в своей работе самые разнообразные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные) как природоведческого, так и экологического характера.
Прекрасно, если грамотно организована работа с родителями. И они всячески поддерживают и подпитывают интерес детей к родной природе. Ведь суть формирования экологической культуры заключается в правильном отношении к природе ближайшего окружения, т. е. к природе, входящей в пространство жизнедеятельности ребенка. И тут без семьи не обойтись. Мы имеем возможность общаться с родителями наших воспитанников дважды в день. Как этим не воспользоваться! Главной своей задачей я считаю достижения такого уровня взаимопонимания между педагогом и родителями, чтобы с полным основанием можно было говорить о коллективе единомышленников, ставящих перед собой одинаковые цели. Формы работы с родителями могут быть как традиционными (совместные праздники, досуги, так и оригинальными, нестандартными. Например, совместные проекты на самые разнообразные темы. В своей группе мы реализовали такие проекты, как «Спортивное прошлое моей семьи», «Моя туристическая семья». Основной целью этой проектной деятельности было заинтересовать и детей, и родителей в создании подобных традиций в своих семьях. По результатам проектов мы делали презентации, которые потом показывали и обсуждали на родительских собраниях.
Еще одна форма работы - создание оригинальных стендов для родителей.
Оригинальность заключается в том, что на таком стенде содержится не просто информация для родителей, но и карточки, содержащие стихи, загадки, различные задания и игры для детей на различную тематику которые родители могут брать с собой и использовать их дома или даже по дороге из детского сада. В данном случае мы посвятили свой стенд вопросам безопасности детей в разнообразных жизненных ситуациях. Ребята сами «тянут» родителей к нему, так им нравится выполнять предложенные нами игры и задания.
Также интересно и увлекательно проходят совместные викторины. Процесс порой так увлекает родителей, что они гораздо больше детей переживают за результат.
Обучающий характер носит и специальная развивающая среда, создающаяся для разнообразных видов детской деятельности (детские лаборатории, уголки природы, мини-музеи, огороды на окне и многое другое). Мы стараемся больше внимания уделять самостоятельной деятельности ребенка, проявлению его инициативы. Дать нашим ребятам возможность самостоятельно найти ответы на свои вопросы о природе. Наша гордость – это мини-музей «От атома до Вселенной», который создавался в год 60-летия Дубны. С его помощью мы по-старались в доступной ребятам форме объяснить не только строение нашей Солнечной сис-темы и Вселенной (макромира, но и строение атомов и молекул (микромира,их некоторую схожесть. А заодно и попытались понять, чем же занимаются ученые ОИЯИ, прославившие город на весь мир. Очень хочется отметить, что в наш мини-музей приходили с экскурсиями ребята не только из других групп, но и из других детских садов. А экскурсоводами выступа-ли сами ребята нашей группы.
Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной, творческой деятельности нельзя сформировать прочные знания и воспитать бережное, любовное отношение к природе. Мы не знаем, что будет востребовано завтра, какие именно знания пригодятся нашим детям и внукам. Значит, мы не должны стремиться дать им массу готовых сведений, которые кажутся нам столь важными сегодня, наша задача – научить их добывать информацию самостоятельно. Поэтому в основе образования для устойчивого развития лежит деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. ОУР подразумевает качественно новый уровень взаимодействия педагога и воспитанника, оно направлено на изменение нашего мышления. В своей работе я стараюсь соответствовать этим принципам, которые помогут развить в наших детях чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.
В образовании для формирования мировоззрения устойчивого развития ключевым понятием является наследие. Самым главным наследием, которое мы можем оставить будущим поколениям - это наши дети. Очень хочется, чтобы они выросли умными и умелыми, добрыми и заботливыми, любящими своих родных, свой город, свою страну, свою планету.
Эмблема Всемирного наследия была в свое время использована для создания образа Патримонито – забавного человечка, юного помощника, охраняющего всемирное наследие. Для того, чтобы лучше представить и понять как выстраивать свою систему работы как педагога дошкольного образовательного учреждения, я попыталась представить ее в виде подобной эмблемы. Насколько удачно – судить вам, но у меня есть свой собственный Патримонито – маленький помощник в нашей нелегкой профессии.
Только комплексно решая вопросы экологического и патриотического воспитания, культурного наследия и не забывая о самом главном – о здоровье наших детей, можно надеяться на формирование у них мировоззрения, которое будет определять в дальнейшем наше будущее, мировоззрение устойчивого развития.