Елена Григорьева
Консультация для родителей «Научить детей любить природу»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире, экологические проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб.
Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка.
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
Публикация «Консультация для родителей „Научить детей любить природу“» размещена в разделах
Целью экологического воспитания у дошкольника является выработка бережного отношения к природе, обучение правилам поведения в природе, формирование у ребенка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о частице природы, зависящей от нее. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.
В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано четкое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы, следовательно, одна из важных задач экологического воспитания- выработка одинакового отношения ко всем живым существам, независимо от того, нравятся они им или нет.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов. Он воспринимает животных как себе равных, сочувствует им. Именно эта особенность младшего возраста должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Воспитатели и родители должны заложить начальные формы правильного отношения к природе : интерес к ее познанию, готовность прийти на помощь животным и растениям, если они в этом нуждаются. Именно от нас, взрослых зависит, какими будут наши дети. Воспитатели учат детей любить природу, понимать и беречь ее, но этого мало. Надо этого добиваться всем нам совместными усилиями с родителями.
Встает вопрос: с чего начать работу по экологическому воспитанию? Конечно с работы с родителями. Необходимо перед родителями поставить следующие задачи:
- приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья (иногда родители разрешают рвать цветы в общественных местах);
- учить детей бережно относиться к насекомым, животным, птицам, при необходимости оказывать им помощь;
- систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека, учить замечать красоту природы;
- воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, воде, электроэнергии;
- воспитывать эстетические и патриотические чувства.
Для работы с детьми необходимо применять разнообразные формы и методы: чтение произведений, наблюдение, беседы, рассказ, экскурсии, походы, организация кружков, уроки доброты, экологические выставки. Быть примером для своих детей всегда и во всем.
Как известно, есть «время разбрасывать камни и есть время их собирать».
И последнее уже приблизилось, а с природой дело не улучшается и человек не становится лучше. Где выход? Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет «необходимых» знаний о себе и о своем «Доме», чтобы его жизнь в нем была мирной и здоровой, гармоничной и созидательной. Такая же задача стоит и перед «экологическим воспитанием и образованием дошкольников». Сколько бы ребенок ни запоминал названий растений, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь- все бесполезно.
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки.
Экологическое воспитание дошкольника без воспитания сердца - невозможно. И срок для этого отпущен небольшой - семь лет, дальше это будет сделать очень трудно.
Что же способствует воспитанию сердца, прежде всего? Это любовь и красота. Где же нам найти эту красоту, в чем она? Без сомнений можно сказать: в природе, в искусстве, в человеке. Природа целый кладезь красоты. Необходимо дать детям возможность, чтобы они периодически окунались в мир природы, при этом давая им определенную свободу, возможность сблизиться с ней, войти в контакт. Память сердца надолго сохранит это общение. И пусть они не все запомнят из того, что хотелось бы нам воспитателям и родителям, главное не в этом. Если в их маленькие сердца войдут радость, любовь, сострадание, это будет самым главным.
Мы должны понимать, что сами дети зачастую не замечают красоту вообще, и в природе в частности. И в этом мы взрослые должны помочь детям своим примером, не нарушая элементарные нормы общения друг с другом и природой.