Наталья Игнатьева
Проект в ДОУ «К интеллекту — через движение»
▼ Скачать + Заказать документы
В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились четыре основных жизненно важных движения, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье – для преодоления препятствий. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими. Годам к семи ребенок знал об этом мире все, что знали и взрослые. Где добывать еду, как строить убежище, каких врагов опасаться. И поэтому физиологическое подкрепление поиска новизны плавно к этому возрасту затухало.
Публикация «Проект в ДОУ „К интеллекту — через движение“» размещена в разделах
Сегодня же мы должны учиться всю жизнь. И это действительно очень сложная задача – мотивация к учебе. Подавление в раннем детстве поисковой активности ребенка – не трогай, не бегай, не разливай и подмена ее неадекватными возрасту развивающими занятиями приводит к тому, что мы, взрослые, блокируем естественные механизмы обучения. Чтобы ребенок следил за своими интересами, и чтобы от занятий получал удовольствие именно он, а не взрослый, нужна такая среда, которая позволяет формировать «познавательных наркоманов», т. е. людей, которые будут получать удовольствие от исследования или познания.
По мнению психологов, маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития ребенка.
При любом двигательном тренинге упражняются и руки, и мозг. Самое важное и удивительное состоит в том, что чем раньше ребенок начинает двигаться и чем больше он двигается, тем быстрее растет и развивается его мозг. Чем более физически совершенным он станет, тем сильнее разовьется его мозг, выше будет его двигательный интеллект, а соответственно и умственный интеллект!
Недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.
Важную, можно даже сказать решающую роль в развитии интеллектуальных способностей дошкольников играет участие родителей и педагогов. Существует много способов развития интеллекта дошкольника.
В нашем детском саду создаются благоприятные условия для выявления и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей через двигательную активность. Педагогическим коллективом был разработан и реализован проект «К интеллекту - через движение!»
В рамках подготовки к реализации проекта старший воспитатель познакомила педагогов с подборкой «умных» подвижных игр из интернет источников и предложила создать свои пособия на основе увиденного. Так родились игры, которые очень быстро завоевали сердца детей: «Что, где, когда?», «Слушай, двигайся, считай!», «Математическая дорожка» и мн. др.
Следует отметить, что данные пособия изготавливались для разных возрастных групп, что дало возможность создать богатую копилку подвижных интеллектуальных игр для обмена между группами.
Предлагаем более подробно рассмотреть некоторые из них.
Игра «Карусель» представляет собой большой круг диаметром 2 м, изготовленный из ткани, разделенный на сектора. В каждом секторе располагается карточка-символ, которая обозначает один из признаков предмета или органов чувств человека: картинка с изображением язычка обозначает вкус предмета, гиря – вес, треугольник – форму и т. д. По команде
ведущего дети двигаются по кругу, ведущий же в центр игрового поля кладет предмет, который дети будут характеризовать. К примеру, это лимон. После сигнала «Стоп!» дети берут предмет из центра и дают ему характеристику в соответствии с символическим обозначением, возле которого оказался ребенок: «На вкус лимон кислый», «Формы – овальной», «Цвета – желтого» и т. д. Игра продолжается с новым предметом.
Эта игра способствует развитию не только двигательной активности, но и развитие связной речи, логического мышления, умения правильно строить предложения, задавать вопросы и отвечать на них.
Особое место среди подвижных интеллектуальных пособий занимает
геометрический коврик – игровое поле из ткани размером не более 2 кв. м., на котором расположены разные геометрические фигуры. Детям сначала предлагаются схемы движения по геометрическому коврику. Со временем игру можно разнообразить и усложнять: дети сами составляют схемы, находят в группе предметы заданных форм и заполняют ими коврик и т. д.
Также детям очень нравится игра «Чудо-яблоня». Его изготовила инструктор по физической культуре. Это плоскостные макеты двух яблонь с липучками, на которые можно крепить мячики. Педагог использовала данное пособие для командных игр-эстафет: дети по очереди сначала «выращивали» (прикрепляли на макет) яблоки, а потом «собирали урожай», сопровождая свои действия прямым и обратным счетом.
С детьми же младших групп при помощи данного пособия можно закреплять знания основных цветов. Педагог дает задание прикрепить на одну яблоньку красные «яблоки», на другую – желтые или зеленые.
Игру «Повтори движение» по праву можно назвать «мудрым движением». Два игровых поля располагаются друг напротив друга зеркально. На игровых полях расположены пятнышки разных цветов. Один игрок притрагивается ногой к нескольким пятнышкам, а второй игрок повторяет действия первого в точности. Количество движений и скорость со временем увеличивается. Тот, кто допускает ошибку, выбывает из игры. На его место становится третий игрок.
Группа «Курносики» порадовала своими «умными» подвижными играми на полу - «Крестики-нолики», где игровым материалом стали простые крышки для банок, и играми на асфальте: «Математическая змейка» и «Круговой лабиринт» (по указанию ведущего игроки выполняют в определенной последовательности ряд движений и продвигаются по лабиринту. Победителем в игре становится тот, кто запомнит и повторит наибольшее количество движений и быстрее всех выйдет из лабиринта. Что интересно : когда в игре участвуют со всей серьезностью взрослые, они редко становятся победителями. Дети легче запоминают игровые движения.
В процессе реализации проекта «К интеллекту – через движение!» и педагогами, и родителями были созданы настенные бизиборды, различные планшеты (геометрические, числовые, «умные коробочки», при помощи которых дети сортируют предметы по цвету, количеству, другим признакам, проводят через различные препятствия шарики, крышечки, веревочки. Широко используется бросовый материал
Эти и другие пособия стали полезны и в период самоизоляции. При помощи дистанционного общения с родителями воспитанников педагоги предлагали им различные варианты «умных» подвижных игр, так как было необходимо удовлетворять и двигательную активность детей, и развивать интеллектуальные способности.
Таким образом, работая с детьми, мы всегда помним слова К. Д. Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Заставьте ребёнка сидеть - он очень скоро устанет; лежать - то же самое; идти - он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать и менее всего думать, но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает, все эти деятельности и не устаёт ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы на будущий день».
По итогам реализации проекта «К интеллекту - через движение!» можно сделать вывод, что педагоги реализовали главную задачу дошкольного возраста – активизация и развитие творческой активности ребенка. Дети получили возможность самостоятельного выбора способов действий в различных ситуациях, что способствовало их мыслительной и речевой деятельности.
Список использованной литературы:
1. Баканова Е. С. Ребенок в XXI веке: Социум. Генетика. Мозг. Монтессори-педагогика/Е. С. Баканова. – М. : ООО «Издательство «Линка-Пресс», 2019
2. Современный детский сад. Каким он должен быть/ Под редакцией О. А. Шиян. – М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2019