Шелевая Оксана Александровна
Изучение развития воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Автор статью посвящает исследованию проблемы развитие воображения у детей дошкольного возраста. Речь пойдет о такой способности, как воображение. Также приводит пример развивающей программы способствующей развитие воображения и исследовательской деятельностью доказывает ее эффективность.
Публикация «Изучение развития воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: воображение, психолого-возрастные особенности развития, психолого-педагогические условия, дошкольный возраст.
Annotation: The author of the article is devoted to the study of the problem of imagination development in preschool children. We will focus on such skills as imagination. It also gives an example of a developing program that promotes the development of imagination and research activity proves its effectiveness.
Keywords: imagination, psychological and age peculiarities of development of psycho-pedagogical conditions of preschool age.
В современном мире, серьезные изменения во всех его сферах, требуется самостоятельная творческая личность, обладающая знаниями и способная применять их в практической деятельности. Решение проблем в современности возможны при наличии определенных творческих способностей и стиля мышления, движущая человека на осознание новых связей между объектами и обеспечивающего создание нового в духовной или материальной сфере. Формирование творческой личности — одна из важных педагогических задач в современности. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, ведь способность к творчеству это особенностью человека, она дает возможность не только использовать действительность, но и изменять ее. У дошкольников эту задачу возможно решить через развитие у детей творческого воображения. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации комплексного подхода в обучении и воспитании. Воображение и фантазия – это важная сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения почти невозможно. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация деятельности. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для обеспечения успешности развития воображения детей необходимо создать в условиях детского сада художественноэстетическую, психологически благоприятную образовательную среду, в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями и склонностями [1]. Воображение является предметом многих психолого-педагогических исследованиях в отечественной и зарубежной науке. Результаты зарубежных и отечественных психологических исследований показывают, что воображение положительно влияет на психику ребенка, его интеллектуальную деятельность, общее развитие и характер.
Психологи установили, что воображение развивается особенно интенсивно в детском возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать воображение у детей, необходима особая организационная работа психолога.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изотерапии».
Для исследования мы воспользовались методиками:
1) «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немов (для определения уровня развития воображения);
2) «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко (для определения способности создавать оригинальные образы);
3) «Неполные фигуры» Е. Торренс (для исследования особенностей воображения).
В исследования нами использовались такие методы: как констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование.
На первом этапе было проведено экспериментальное исследование развития воображения у старших дошкольников в двух группах №4 и №6 детского сада МБДОУ№6 г. Оренбурга.
На втором этапе разработали и реализовали программу по развитию воображения.
На третьем этапе провели контрольный срез в двух группах (№4 и №6) и сравнили с результатами первого констатирующего эксперимента.
Для обработки результатов эмпирического исследования использовалась методика Критерий Манна-Уитни.
Предназначена для оценки зоны значимости между двумя группами. Она позволяет выявлять различия, проверить изменяются ли результаты у испытуемых и насколько в гр. №4 и гр. №6 в ситуации «до» и «после» реализации программы по развитию воображения.
Полученные результаты констатирующего эксперимента по обеим группам отличаются не значительно, но все же показатели 6 группы ниже показателей 4 группы. Исследую уровень развития воображения в 6 группе с низким уровнем на 4 ребенка больше, чем в 4 группе. Исследуя типы воображения, в 6 группе 2 ребенка относятся к 0 типу, это говорит нам о не владении продуктивным воображением. В 4 группе к этому типу относящихся детей нет. Также исследуя оригинальность, гибкость и продуктивность деятельности в 4 группе на 6 человек с низким уровнем меньше, чем в 6 группе. Делая вывод из полученных результатов, что дети 6 группы нуждаются больше в его работе над развитием воображения, определяем их в экспериментальную группу. Для них разрабатывается развивающая программа. А дети 4 группы определяются в контрольную группу.
Результаты уже по математико-статистический методу U-критерий Манна-Уитни имеют следующие значение 172, которое уже попадает в зону не значимости. Следовательно говорит об отсутствии различий между показателями уровня воображения в КГ и ЭГ группе.
Развивающая программа с занятиями по изотерапии. Способствует не только развитию воображения детей, но и повышению проявления эмоциональной отзывчивости, самостоятельности в уже повседневной деятельности. Работа проводилась с детьми экспериментальной группы.
Принцип проведения занятий – от простого к тот сложному. Комплекс занятий состоит из циклов, в каждом цикле 4 занятия. Длительность занятий 30 минут, 2 раза в неделю. Продолжительность развивающей программы 6 недель.
Полученные е результаты после реализации развивающей программы по обеим группам отличаются значительно. Исследуя уровень его развития воображения в 6 группе низкий уровень не присутствует, а до проведения программы было 16 могут детей. В 4 группе с низким уровнем осталось 4 ребенка, а на констатирующем этапе было 12 человек. Исследуя типы воображения в 6 группе к 0 как и 1 типу никто не относиться, зато возросло количество человек в остальных типах (2,3,4,5) на 4 человека. В 4 группе также к 0 типу никого не отнесли, остальные типы практически не изменились, но 5 тип не появился. Также исследуя оригинальность, гибкость и продуктивность деятельности в 6 группе уже пропали низкие уровни (1, 2) ,но появились высокие (5,6). Это говорит о эффективности нашей программы. Результаты по математико-статистический методу U-критерий Манна-Уитни имеют следующие значение 112, которое попадает в зону значимости. Следовательно подтверждает различия между показателями уровня воображения в КГ и ЭГ группе после реализованной программы.
Исследования подтвердили, что воображение может развиваться в условиях специально организованной деятельности, в данном случае, средствами изотерапии. Следовательно, для развития воображения необходимо обогащение опыта ребёнка, насыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире.
Таким образом, мы видим, что предложенная программа положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Дети экспериментальной группы научились уже придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно уже проработаны.
Дети стали использовать заданные эталоны качественно по-новому для превращения их в центральную фигуру рисунка, но и второстепенную деталь.
В заключение хотелось бы сказать, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Таким образом, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей, оказывать ему помощь в индивидуальном и творческом росте, обеспечивать атмосферу психологического комфорта.
Автор статьи: Шелевая Оксана Александровна
Координаты: тел. 89877736007, kasandra_83@inbox.ru
Список литературы
1. Венгер Н. Ю., Путь к развитию творчества/Н. Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -1988. - №11. - стр. 32-38.
2. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие/В. И. Волынкин. – М. : Феникс, 2007. – 448с. – ISBN 978-5-222-11688-3.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93с. – ISBN 5-09-003428-1.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии/Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1993. – 368с.
5. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О. М. Дьяченко. – М. : Знание, 2015. – 96с.
6. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. – с. 34-35
7. Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т. О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. – 2007. - №12. - стр. 73-75.
8. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения/Е. В. Заика//Вопросы психологии. – 1993. - №2. - стр. 54-58.
9. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л. М. Ковалицкая. – М. : Аркти, 2008. – 24с. – ISBN 978-5-89415-671-2.
10. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/Л. С. Коршунова. – М. : Педагогика, 2008. – 246с.
11. Королёва С. Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С. Г. Королёва. – М. : Учитель, 2009. – 114с. – ISBN 978-5-7057-2078-1.
12. Кравцова Е. В. Развитие воображения/Е. В. Кравцова//Дошкольное воспитание. – 2009. - №12. – с. 45-47