МААМ-картинки

Музыка как наука воображения детей дошкольного возраста

Ольга Ленинг
Музыка как наука воображения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Музыка - как наука воображения детей

дошкольного возраста.

«Музыкальное воображение важнее знаний,

ибо знание ограничено, а воображение охватывает все…»

Энштейн

Публикация «Музыка как наука воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Окружающий нас мир изменяется стремительно и независимо. Сегодня очевидно, что всех современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, которая нестандартно мыслит и способна создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач.

Одна из задач музыкального воспитания - развитие воображения и творческой активности дошкольников через музыкальную деятельность.

Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями.

Музыка способна развить детское воображение, особенно в таком восприимчивом возрасте как дошкольный. Развитое воображение является основой любого творческого процесса.

Вы наверно знаете историю про двух торговцев, которые в начале XX века отправились в Африку. Им нужно было выяснить, можно ли здесь торговать обувью… Первый послал сообщение: «ситуация безнадежная, здесь все ходят босиком». А второй написал: «перспективы превосходные – здесь еще ни у кого нет обуви! В мире музыки ситуация совершенно аналогичная. Весь вопрос в том, на какой позиции мы с вами – учителя музыки.

Платон как-то сказал: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного …»

Воображение, по мнению Л. С. Выготского, создавшего оригинальную теорию психического развития ребенка, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка и его поведения в целом.

Какое же действие оказывает восприятие музыки на развитие воображения ребенка? Существует три этапа формирования музыкального воображения :

1. Постижение мелодико-образной сферы произведения.

2. Звучание мелодии в контексте художественного произведения.

3. Совмещение образов: творец-композитор, творец-поэт, творец-художник.

Многие исследователи ранних этапов музыкального воспитания выделяют способность детей переводить в звуковые образы свои впечатления и состояния. Такие звуковые образы обычно не имеют для детей собственно музыкального значения, выполняя функцию психологических проекций внутреннего содержания сознания, текущего эмоционального состояния. На более поздней ступени музыкального развития образы детского воображения возникают на основе проекций музыкального опыта, приобретая собственно музыкальное содержание. Работа музыкального воображения ребенка тесно связана с эмоциональной сферой и отличается свободным переносом чувственных впечатлений. Связь эмоции и воображения имеет двойственный характер: с одной стороны, воображаемый образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения.

Музыка, являясь по своей природе языком эмоций, способна вызвать сильную эмоциональную реакцию ребенка и включить работу детского воображения. Регулирование эмоциональных состояний - одна из функций воображения. С помощью воображения можно быстро переключиться с болезненного состояния, с «мрачных мыслей» на светлые, позитивные. Одна из задач музыкального педагога не просто научить ребенка слушать музыку, но и пользоваться музыкой в трудных жизненных ситуациях. Существуют следующие эффективные методы работы с детьми: моделирование художественного образа, представление, погружение и обобщение. Изначально все музыкальные произведения обладают яркой образностью. Постепенно при слушании музыки необходимость во внешних опорах (стихах, картинах, предметах) исчезает.

Дети слушают музыку и фантазируют, придумывают содержание. Так с помощью музыки зарождается воображение. Воображаемая ситуация полностью

разворачивается во внутреннем мире ребенка. Звуковые картины прямо

трансформируются детьми в образ, с присущими ему эмоциями, физическими

характеристиками.

Однажды ученику Льва Выготского ученому - педагогу В. В. Давыдову задали вопрос: «Можно ли формировать научное мышление средствами музыкиНа что был дан категорический ответ: «Нет! Научное мышление средствами искусства формировать нельзя. Средства искусства воспитывают богатейшие формы воображения, а вот воображение служит глубинной психологической основой всех форм мышления, в том числе и научного». Музыка, как самый абстрактный вид искусства, непосредственно обращена к воображению и развивает его.

Музыкальное воображение имеет важное значение для развития личности ребенка, ведь музыкальное воображение способствует : расширению детского кругозора, общему развитию ребенка, его творческих способностей, раздвижению горизонтов исполнительской деятельности, повышению уровня исполнительского навыка формированию личности ребенка в целом: нравственной отзывчивости на прекрасное, творческой активности, стимулированию познавательной активности.

Ребенок становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи.

Принцип проведения музыкального занятия основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы дошкольника. Поэтому для достижения оптимального результата можно использовать следующие методы и приемы:

• метод художественной игры, предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей фантазию ребенка;

• метод создание художественного контекста, осуществляющего взаимосвязь музыки с другими видами искусства, природой;

• метод композиций, заключающихся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения – слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций, пантомимических картин;

• прием сравнения, когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;

• прием «Цвет – настроение», позволяющий детям в игровой форме запоминать новые слова и музыкальные термины;

• метод создания танцевальных композиций, побуждающий фантазию детей и позволяющий наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения;

• прием «Рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе);

• прием «Музыкальные фантазии», направленные на развитие воображения детей и заключающиеся в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением.

Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.

“Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто

искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство”.

(Выготский Л. С.)

Публикации по теме:

Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой.

Инновационный подход к развитию воображения и речи детей дошкольного возраста Считаю, что данная тема актуальна. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «Воображение – основа активного участия ребенка.

Лепка из глины как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возрастаЛепка из глины как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Объектом исследования: является процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования:   лепка.

Влияние подвижных игр и упражнений на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 1. Тема: Влияние подвижных игр и физических упражнений на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста. 2. Хотелось бы начать.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста при ознакомлении с нетрадиционными способами рисования У творчества много имен и названий. Понятие "творчество" определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное,.

Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выполнила: Мурадян Светлана Левановна.

Тестопластика, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. Обновление содержания дошкольного образования происходит за счет вариативности, активизировался процесс использования.

Творческие игры по рисованию на развитие воображения, фантазии у детей дошкольного возраста Основой творчества является деятельность воображения. Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений.

Консультация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста» Способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач называется творчеством. Одной из ключевых.

Занятие по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Волшебную страну» Яковлева Наталья Занятие «Путешествие в Волшебную страну». (для детей старшего дошкольного возраста) Цели занятия. Развитие воображения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыка как наука воображения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 мая 2019 в 10:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыка как наука воображения детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ленинг в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД