Северюхина Ольга
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Измерение жидкости»
▼ Скачать + Заказать документы
Измерение жидкости
Цель: формировать представления детей объёме жидкости и способах его измерения с помощью условной меры.
Задачи:
1. Воспитательная: способствовать формированию отзывчивости, желание приходить на помощь; воспитывать умение слушать воспитателя и своих товарищей, участвовать в совместной деятельности.
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной группе „Измерение жидкости“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Познавательная: учить измерять объём жидкости с помощью условной меры; познакомить с новой единицей измерения – один литр, пол-литра; подвести к пониманию, что объём не зависит от формы предмета; закреплять умение решать простые задачи на сложение и вычитание; совершенствовать умение находить место числа в числовом ряду.
3. Развивающая: формировать познавательные интересы у детей, через включения в различные виды деятельности.
Материалы
Для воспитателя: игрушка кот Матроскин; банки ёмкостью 1 л – 1шт., 0,5 л – 2 шт. ; два кувшина разной формы (высокий узкий и низкий широкий) объёмом 1 л; бидон с подкрашенной водой; набор цифр; коробочки из-под молок, сливок, сметаны.
Для детей: набор цифр от 1 до 10, набор знаков: +, -, =.
Для игры: карточки с цифрами от 1 до 20
Предварительная работа: экспериментирование с водой; измерение сыпучих веществ; составление простых задач на сложение и вычитание. Дидактический игры «Какое число рядом», «Живые числа». Чтение глав из книги Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Ход занятия:
- Мы сегодня не одни,
Гости к нам уже пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе,
Руки смирно положите.
Начинается у нас
Математика для вас.
I Раздаётся стук в дверь
- Кто-то нам стучит, надо посмотреть.
- Здравствуй, гость наш, дорогой!
- Дружно мне вы отвечайте и загадку отгадайте:
В Простоквашино живет
Домовитый важный кот
Длинный хвост и масть в полоску
Как зовут кота… (Матроскин)
Воспитатель вносит большую игрушку Кота Матроскина
- Всем известен этот кот
Он хозяйство сам ведёт
Убирает, шьёт, готовит
И ещё корову доит.
Кот Матроскин:
Утором Мурка мне дала
Очень много молока
Нужно мне его измерить.
Помогите мне, ребята.
- Матроскин, усаживайся поудобнее. Ребята тебе обязательно помогут.
- Ребята, как вы думаете, как можно узнать сколько молока у Матроскина? (предположения детей)
- Что нужно сделать?
- Как можно измерить молоко?
- Чем можно измерять жидкость?
- У меня на столе стоят разные банки, я измерю ими наше молоко.
Воспитатель наливает в пол-литровые банки жидкость, затем переливает в литровую банку
- В одну маленькую банку помещается пол-литра молока. Пол-литра и пол-литра, а вместе - 1один литр.
- Сколько молока в большой банке? (1 литр)
- Сколько молока в маленькой банке? (пол-литра)
- Сколько молока в двух маленьких банках? (1 литр)
- Сколько у Матроскина молока во всех банках? (2 литра)
Матроскин:
- Спасибо, ребята, теперь я знаю, что молока в моем кувшине 2 литра.
-В ещё каких ёмкостях у тебя молоко?
Матроскин:
- У меня есть ещё два любимых кувшина, вот они (показывает)
На стол выставляют кувшины разных форм, но одной ёмкости
- Что мы можем сказать про форму первого кувшина? (высокий и узкий)
- А какой второй кувшин? (низкий и широкий)
- Нужно узнать, сколько молока поместится в каждом из них.
- Как проверить?
- Сколько молока в высоком кувшине? (1 литр)
- А сколько в низком? (1 литр)
Матроскин:
- Молоко я налил ещё в бутылку и в молочный пакет, ребята измерьте сколько молока поместится в бутылку и в молочный пакет.
Дети с помощью воспитателя производят измерение жидкости в молочной бутылке и в пакете
-В каких ёмкостях было молоко у Матроскина? (бидон, кувшины, бутылки, молочная коробка).
- Что можно сказать, про форму всех этих предметов? (Все предметы имеют разную форму).
- Сколько поместилось молока в каждый сосуд? (1 литр)
- Какой можно сделать вывод? (объём жидкости не зависит от формы ёмкости)
Физминутка
Кот Матроскин моет нос
Лапкой трёт свой длинный хвост
Чешет ушки, шёрстку трет
Вокруг миски обойдёт
Котик очень наш устал
На подушку он упал
Глазки котик закрывает
Наш Матроскин засыпает.
ll Решение задач
Дети рассаживаются за столы.
- Матроскин, сколько много молока дала твоя Мурка!
- Какие продукты можно приготовить из молока? (предположения детей)
Матроскин
- Ребята, давайте придумаем задачи про молоко и сметану.
1) У Матроскина было 3 бутылки молока и 5 маленьких коробочек сливок. Сколько всего коробок у Матроскина?
- Сколько бутылок молока было у Матроскина?
- Сколько всего было маленьких пакетов со сливками?
- Что нужно узнать?
- Как узнать сколько всего бутылок молока и маленьких пакетов со сливками вместе?
- Почему нужно прибавлять?
- Составьте с помощью карточек решение задачи.
- Прочитайте выражение.
- Какой вопрос задачи?
- Дайте полный ответ на вопрос задачи.
2) У Матроскина было 6 баночек сметаны, 2 баночки он отдал Дяде Федору. Сколько баночек сметаны осталось у Матроскина?
- Сколько банок сметаны было у Матроскина?
- Что он сделал? (Отдал Дяде Федору)
- Сколько баночек сметаны он отдал?
- Что нужно узнать?
- Когда Матроскин отдал две баночки сметаны, у него осталось больше или меньше баночек, чем было?
- Какое действие нужно выполнять?
- Почему нужно отнимать?
- Составьте с помощью карточек решение задачи.
- Прочитайте выражение.
- Какой вопрос задачи?
- Дайте полный ответ на вопрос задачи.
III Игра «Найди место цифре»
На полу лежат карточки с цифрами. Дети под музыку начинаю бегать в рассыпную, с окончанием музыки нужно взять карточку с цифрой и занять своё место в строю.
Итог занятия:
- Что сегодня на занятие вы узнало нового? Что понравилось?