Елена Гусева
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Неоспоримо, что основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами нашего учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи.
Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и
задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм,
способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается
Деркунской В. А. - канд. пед. наук)
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –
обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Задачами здоровьесберегающих технологи являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и
системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на
свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Обучение организуем через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в учреждении: игры, игровые ситуации, беседы,
театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование. Знакомим детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды.
Читаем детям литературные произведения соответствующей тематики.
Активизируем творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здоровья.
Динамическая пауза на НОД. С целью предупреждения утомления во время НОД, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, мы проводим физминутки, которые повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Длительность составляет 3-5 минут.
Физминутки проводим в разных вариантах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений.
Физкультминутку сопровождаем текстом, связанным или не связанным с содержанием НОД. Часто такие паузы представляют собой гимнастику для стимуляции деятельности речевых центров, куда входят упражнения для коррекции речи: логоритмика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского
организма, а также организации двигательного режима ребёнка,
направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей,
является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под нашим руководством способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики, которая постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, выполняем упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утреннюю гимнастику проводим ежедневно до завтрака, в течение 10 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
Игровой самомассаж, взаимомассаж.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком.
Взаимомассаж – это массаж, выполняемый детьми друг другу. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж и взаимомассаж проводим в игровой форме в виде пятиминутной игры. Весёлые стихи, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Дети с удовольствием выполняют самомассаж. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциональное напряжение.
Музыкотерапия - создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствует коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно - игровой деятельности. Используем музыкальный фон во время образовательной деятельности, во время засыпания детей. И других режимных моментах. Большое значение уделяем организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используем различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика пробуждения.
Гимнастика пробуждения. Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводим закаливающие мероприятия с использованием ковриков-здоровья, водных процедур.
Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включаем мероприятия на расслабление - релаксационные упражнения. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Выполнение упражнения под тихую, спокойную, плавную музыку или под звуки природы «Шум леса», «Море» повышает эффективность релаксационных упражнений, помогает более полному расслаблению.
Также помогает восстановлению и сохранению эмоционального благополучия и предупреждает психические расстройства, включаемая в педагогический процесс, психогимнастика. Это такие игры, как создание образов знакомых животных, передавая их характерные особенности и повадки. («Веселый зайчик», «Грустный котенок», «Сердитый волк» и т. д.). Такие задания способствует снижению эмоционального напряжения; обучают детей выразительным движениям; корректируют эмоциональную сферу; обучают способам общения, способствующим коррекции настроения и поведения в коллективе сверстников и взрослых.
Непосредственно образовательная деятельность серии «Здоровье», неделя и декада ЗОЖ - НОД в качестве познавательного развития. В ходе такой непосредственно образовательной деятельности мы даем детям представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаем элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. НОД имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка имеет НОД по физкультуре, которую мы осуществляем во взаимодействии с инструктором по физической культуре.
Закаливающие мероприятия это важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Для наибольшей эффективности закаливания в нашей группе обеспечивается: чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена); рациональная, не перегревающая одежда детей; соблюдение режима прогулок во все времена года; сон при открытых фрамугах (в летний период); гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры).
Одной из самых действенных закаливающих процедур для детей нашей группы является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, мы меняем последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущей НОД и погодных условий. Так, в холодное время года и после непосредственно образовательной деятельности, на которой дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Кроме подвижных игр, широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба; прыжки; метание, бросание и ловля мяча; упражнения на полосе препятствий.
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе: для хорошей погоды (по сезону); на случай сырой погоды; на случай порывистого ветра.
Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов, как со стороны детского сада, так и семей воспитанников. Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными. Поэтому мы четко соблюдаем режимные моменты, следим за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозируем нагрузку, избегаем однообразия и монотонности детской деятельности. Параллельно проводим работу с родителями в этом направлении.
В нашей работе важен индивидуальный подход к личности каждого
ребенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники имеют разные представления о здоровом образе жизни, работа проводится дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей.
Вместе с инструктором по физической культуре мы проводим досуги «Здоровья», «Веселые старты», в которых участвуют дети. Проводилось анкетирование родителей по теме: «Здоровье всему голова».
В родительском уголке размещаем консультации, рекомендации с целью формирования представлений у детей о здоровом образе жизни. В трудовой деятельности мы применяем и рекомендуем родителям использовать такие виды деятельности как:
• чтение художественной литературы о труде;
• совместное создание атрибутов к подвижным играм;
• беседы о пользе труда.
В процессе формирования представлений старшего дошкольника о
здоровом образе жизни большой силой воздействия обладает личный пример воспитателя. Воспитательное действие его, основано, на склонности и способности детей к подражанию. В процессе общения с взрослыми и путем
подражания ему дети старшего дошкольного возраста легче усваивают
полезность труда и образцы здорового образа жизни.
Таким образом, воспитатель имеет широкие возможности для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Благодаря здоровьесберегающим технологиям дети результативно и точно выполняют физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляют быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. Умеют обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, полоскать рот после еды, причесывать волосы и т. п.). Имеют представления о том, что такое здоровье, понимают, как поддержать, укрепить и сохранить его.
В этом учебном году мы планируем пополнить «Центр двигательной активности» картотеками утренней гимнастики, подвижных и малоподвижных игр, физкультминуток, считалок; книгами, энциклопедиями, иллюстрациями, схемами, дидактическими играми «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т. д. Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о своём здоровье.