Анастасия Викторовна Михасева
«Использование занимательной математики в НОД и свободной деятельности». Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его немного занимательным.
Блез Паскаль
Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребенка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению цели. На многие вопросы ребенок сам может найти ответы и неважно, что только путем проб и ошибок. Математика оттачивает ум ребенка, учит логике, развивает гибкость мышления, способность абстрактно мыслить, а также формирует умение анализировать ситуацию и находить верное решение. Все эти качества пригодятся детям не только в математике.
Публикация «„Использование занимательной математики в НОД и свободной деятельности“, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Очень часто родители и педагоги пытаются условно разделить детей на тех, у кого математический склад ума, и тех, кому математика не дается от природы. Извечный спор физиков и лириков всем хорошо известен. Но если мы имеем дело с дошкольниками, то здесь различать детей еще очень рано. Нужно постараться создать максимально комфортные условия каждому из них для освоения базового материала, а также сделать занятия интересными и увлекательными.
Для успешной учебы ребенку нужны навыки логического мышления, хорошая память и воображение. Именно эти навыки необходимо развивать у детей. Занимательная математика для детей является отличным способом поддержания интереса к обучению. Математические развлечения : задачи-шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. вызывают интерес своим содержание, занимательной формой, и побуждают детей мыслить, рассуждать, находить правильный ответ.
Логические игры, задачи и упражнения: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличается», «Отгадай число», «Найди лишнее» и др. способствуют развитию наблюдательности, находчивости, сообразительности. Для решения этих заданий требуется анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Дидактические игры и упражнения являются ценными средствами воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и др., вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний. В дидактических играх детей привлекает необычность постановки вопроса (догадайся, найди и др.) и способы ее подачи (помоги) Любая ДИ решает определенную задачу, направленную на совершенствование математических (количественных, временных, пространственных) представлений детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. младшем возрасте с помощью дидактических игр воспитатель развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д., он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем. У дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх «Найди свой дом», «Три медведя», «Построй лесенку» и т. д.
В среднем и старшем возрасте наибольшее применение находят дидактические игровые упражнения. Основное назначение их, обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Например: «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего цвета — красная и т. д. Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница». Немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.
В подготовительной группе предлагаются игры, в которых требуются внимание, выдержка, умение описывать. Такие как «Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди одинаковые», «Кто внимательный?». Также предлагались игры на различные мыслительные операции, в которых дети должны анализировать, обобщать, находить различные способы решения одной и той же задачи, такие как «Найди свой дом», «Чем отличается?». В воспитании и обучении дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному).
Ориентировка в пространстве может быть легко освоена на примере игрушек, расставленных по комнате, слева, справа, спереди и сзади от малыша. А количество предметов – много или мало, больше, меньше или равно, несколько или один – можно освоить во время прогулок на примере машин, деревьев и т. д. В таком случае, сидя на уроке математики, ребенок с легкостью будет решать задачи, вспоминая приятные и полезные разговоры во время прогулок.
Все мы очень любили искать 10 отличий на двух одинаковых картинках. Такое задание по-прежнему актуально и интересно для современных ребятишек.
Пазлы, раскраски по цветам и точкам, лабиринты-бродилки прекрасно справляются с задачей развития смекалки и находчивости, пространственного воображения. На первых порах ребенку понадобится помощь взрослых, а затем старайтесь, чтобы ребенок сам справлялся с поставленными задачами.
Мозаика
Мозаика прекрасно развивает мелкую моторику, тренирует глазомер и пространственное мышление. Картинки складываются по схеме-образцу. Со временем, образцы можно сделать свои или же придумывать мозаичные картинки самостоятельно.
Блоки Деньеша
Блоки Деньеша- абстрактно-дидактическое средство, позволяет моделировать, группировать и классифицировать множества с заданными свойствами. Играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным «жизненным» материалом. Блоки Деньеша привлекают внимание детей цветом (красный, синий, желтый, размером и толщиной.
Конструкторы
Конструкторы деревянные, пластмассовые, лего, магнитные или металлические — отличная практика для развития логики, памяти, сообразительности и смекалки. Если ребенок научиться собирать конструктор по схеме, то у него не будет проблем при изучении геометрии, математики и других предметов, требующих не просто заучивания материалов, но сообразительности.