Наталья Шкляр
Консультация для педагогов ДОУ «Виды проектов и их использование в работе с детьми разных возрастов»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Шкляр Н. В.
Воспитатель
ГБОУ СОШ №1738
г. Москва
2015г.
Консультация для педагогов ДОУна тему :
ВИДЫ ПРОЕКТОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАС
ТОВ[/b]
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Виды проектов и их использование в работе с детьми разных возрастов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
С самого рождения ребенок является первооткрывателем,исследователем того мира,который его окружает. Для него все впервые:солнце и дождь,страх и радость. Всем хорошо известно,что пятилетних детей называют "почемучками".Самомтоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы-ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения:вопросы,развмвающие логическое мышление,моделирование проблемных ситуаций,эксперементирование,опытно-исследовательская деятельность,решение кроссвордов,шарад,головоломки и т. д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка,его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например,давай детям полное представление о домашнихживотных,воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека,на занятиях художественно-эстетического цикла-с образами домашних животных в произведениях писателей,поэтов,с передачей этих образов в народно-прикладном мскусстве и творчестве художников-иллюстраторов.
Вариативность использования интегративного метода довольно многообразна.
Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой,ИЗО,муз. воспитанием,физ. развитием).
Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности).
Интеграция на основе единого проекта,в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности,как правило, осуществляется по следующим этапам:
-занятия с включеникем проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.
-комплексные блочно-тематические занятия;
Интеграция:
-Частичная интеграция;
-Полная интеграция;
Метод проектов :
-форма организации образовательного пространства;
-метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
Разработка плана достижений цели (воспитатель обсуждет план с родителями).
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор,накопление материала.
Включение в план проекта занятий,игр и др. видов деятельности.
Домашнее задание для сам. выполнения.
Презентация проекта,открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание:педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта-план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому,педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности,оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта-практическая часть.
4. Подведение итогов-определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются :
-по составу участников
-по целевой установке
-по тематике
-по срокам реализации
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
-исследовательские-творческие проекты :дети экспериментируют,а затем результаты оформляют в виде газет,драматизации,детского дизайна;
-ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр,когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-информационно-практико-ориентированные проекты :дети собирают информацию и реализуют ее,ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы);
-творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника)
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра,то,начиная с младшего возраста,используютсяролево-игровые и творческие проекты :"Любимые игрушки","Азбука здоровья" и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
-комплексные:"Мир театра","Здравствуй,Пушкин!","Эхо столетий"и др.
-межгрупповые:"Математические коллажи","Мир животных","Времена года".
-творческие:"Мои друзья","Любимые сказки" и др.
-групповые:"Познай себя","Подводный мир".
-индивидуальные:"Я и моя семья","Генеологическое дерево","Секреты бабушкиного сундука".
-исследовательские:"Мир воды","Питание и здоровье".
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или неск. занятий,средней продолжительности,долгосрочные (на год).
Задачи развития:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие позновательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков;
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте-это :
-формирование предпосылок поисковой деятельности,интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого,а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы,способствующие решению поставленной задачи,с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией,ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.