Лучший педагог года

«Использование музыкально-дидактических игр в свободной деятельности детей». Практикум для педагогов

Юлия Сероткина
«Использование музыкально-дидактических игр в свободной деятельности детей». Практикум для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовительная работа:

• подготовить консультационный материал необходимости использования игр

• оценить уровень проводимой работы (посещения групп)

• обеспечить необходимым материалом

План:

доклад на тему: "Актуальность музыкально-дидактических игр"

• презентация дидактического материала

практическое занятие по музыкально-дидактическому материалу

Публикация «„Использование музыкально-дидактических игр в свободной деятельности детей“, Практикум для педагогов» размещена в разделах

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Одна из них это музыкальная деятельность. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах. Важнейшим средством развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное назначение этих игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Такие игры используются и во время занятий, и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных способностей детей. Организуются эти игры под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально- дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится ее полноправным участником. Воспитатель также при проведении игры обращает внимание, чтобы ребенок, следуя образцу педагога или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элемент творчества.

Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель внимательно следить за игрой и в случаи необходимости приходит на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребенок находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям, внести очередность, что бы ни кому не было обидно. Или ребенок долго играет на инструменте и никому его не уступает. Надо умело объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.

Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Так вполне разумно, предоставлять детям, самим выбрать игру, распределит роли, инструменты, а при необходимости только разрешать конфликтные ситуации.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, с учетом возрастных особенностей детей.

В старших группах в уголках помещаются фотографии или картина, изображающая музыкальную деятельность детей. Например, дети играют на дудочке или другом музыкальном инструменте, танцуют или поют. Тем более, что сейчас у всех есть фотоаппараты и с помощью них можно красочно оформить уголки с фотографиями своих же детей. Здесь же находятся музыкальные игрушки : дудочки, колокольчики, балалайки, бубны, детское пианино, металлофон и музыкально-дидактические игры. Для детей младшего дошкольного возраста в музыкальные уголки помещаются игрушки-забавы, которые обыгрывает воспитатель (мишка играет на балалайке, девочка танцует). В уголках старших групп следует периодически помещать портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомятся (они также имеются на кабинете). Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной деятельности, необходимо время от времени обновлять пособия в музыкальном уголке.

Я вам предлагаю примерный список музыкально-дидактических игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста /раздать список игр/.

Я понимаю, что все их сделать чисто физически не хватит сил и времени, поэтому я вам предлагаю выбрать по две игры оформить их красочно, а после вы могли бы с коллегами меняться своими дидактическими пособиями.

Презентация музыкально-дидактических игр музыкального руководителя

Презентация музыкально-дидактических игр воспитателями

В заключение прошу вас, познакомиться с музыкальными играми, которые вы сможете включать в свой план работы с детьми в группе. Они не требуют большой подготовки и насыщенного дидактического материала, но от этого они не становятся менее интересными как для детей, так и для педагогов. /раздать набранный материал/

А теперь я предлагаю вам немного поиграть в некоторые из них.

Практикум :

Игры на развитие слухового внимания

«Кто больше звуков слышал?»

Приговорка:

Мы тихонько сидим

И готовим уши,

Потому что мы хотим

Научиться слушать!

Дети сидят на стульчиках, закрывают глаза и произносят приговорку. В течении 30-40 секунд слушают окружающие звуки. По сигналу воспитателя открывают глаза и перечисляют звуки, которые им удалось услышать.

Игры на развитие звуковысотного слуха

«Великаны и лилипуты»

Пофантазируйте, кто такие великаны (неповоротливые, огромные и толстые). Какой у них голос (толстый, низкий). Кто такие лилипуты (крошечные, подвижные). Голос у лилипутов тоненький, высокий.

Разделить детей на две группы (великаны и лилипуты). Воспитатель произносит слова, а дети «великаны» или «лилипуты» отвечают своими голосами.

Воспитатель:

«Как живете, великаны?»

«Как поживаете лилипуты?»

«Что вы сегодня ели на завтрак, великаны?»

«Хотите пойти гулять, лилипуты?» и т. д.

Игры на развитие ритмического слуха

«Хлопоты»

Воспитатель хлопками задает ритм, а дети в том же ритме топают ногами, и наоборот.

Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Я надеюсь, что наш практикум поможет вам интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

Музыкально-дидактические игры

для детей младшего дошкольного возраста

для развития звуковысотного слуха

«Чудесный мешочек»

игровой материал: небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи кукольного театра.

ход игры: участвует вся группа детей. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам пришли гости. Но где, же они спрятались? Может быть здесь? (показывает мешочек). Сейчас мы послушаем музыку, и узнаем кто там». Включать запись знакомых песенок для детей : «Серенькая кошечка», «Воробышки», «Медведь», «Петушок». Дети узнают мелодию и кто-либо достает соответствующую игрушку.

«Курица и цыплята»

игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон. У детей в руках игрушечные птицы.

ход игры: воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормит, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне высокий звук. Дети с цыплятами встают перед куклой и поют тоненьким голосом: «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур – воспитатель играет низкий звук. Дети ставят кур и поют низким голосом: «ко-ко-ко»

игры на развитие чувства ритма

«Прогулка»

игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих.

ход игры: воспитатель говорит: «Сейчас мы идем на прогулку. Вот мы спускаемся с вами по лестнице», - педагог медленно ударяет молоточком по ладони, дети повторяют за ним. «А теперь мы вышли на улицу, обрадовались и побежали», - частыми ударами, передает бег, дети повторяют.

игры на развитие тембрового слуха

«Нам игрушки принесли»

игровой материал: музыкальные игрушки : дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек, кошка (мягкая игрушка, коробка.

ход игры: воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

«Колпачки»

игровой материал: три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты : губная гармошка, металлофон, балалайка.

ход игры: подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Музыкально-дидактические игры

для детей старшего дошкольного возраста.

игры на развитие звуковысотного слуха

«Ступеньки»

игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик, детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

ход игры: ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает по одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

«Наше путешествие»

игровой материал: металлофон, бубен, ложки, барабан, музыкальный молоточек.

ход игры: воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на музыкальных инструментах. (спускаться по лестнице – металлофон, прыгать на улице – бубен, и т. д.)

игры на развитие звуковысотного слуха

«Определи инструмент»

игровой материал: набор музыкальных инструментов

ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столе лежат инструменты. Один играющий исполняет на инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте.

«Музыкальные загадки»

игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен

ход игры: дети сидят перед ширмой, за которой лежат музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают.

игры для развития диатонического слуха

«Колобок»

игровой материал: игровое поле, колобок и несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку.

ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит или отворачивается. Дети договариваются, за какую фигуру они прячут колобок. Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожке от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от колобка, то дети поют тихо и наоборот.

Публикации по теме:

Структура доминантного занятия по музыкально-ритмическим движениям С Т Р У К Т У Р А доминантного занятия по музыкально-ритмическим движениям. Автор - Иванцова Валентина Юрьевна,музыкальный руководитель.

План работы музыкального руководителя с воспитателями План работы с воспитателями МБДОУ д/с «Уголёк» на 2013-2014 учебный год. Музыкальный руководитель: Гугуева Г. Н. Срок проведения и формы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование музыкально-дидактических игр в свободной деятельности детей». Практикум для педагогов
Опубликовано: 21 апреля 2015 в 12:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование музыкально-дидактических игр в свободной деятельности детей». Практикум для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сероткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД