МААМ-картинки

Использование элементов музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОО

Наталья Алексеевна Макеева
Использование элементов музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Использование элементов музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОО

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

«Использование элементов музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОО».

«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.

Публикация «Использование элементов музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОО» размещена в разделах

- Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра»

С. Михалков.

Так что же такое музей? Музей – это место где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Музей сегодня включен в городское пространство, происходит расширение его функций. В музеях проходят дискуссии, конференции, кинопоказы, встречи с интересными персонажами, выставки, концерты, спектакли и многое другое. Музей сегодня – это институт формирования патриотизма, духовности, нравственности.

Сегодня посещение музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности (по разным причинам) в воскресный день пойти в музей? Проведя опрос в детском саду, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить и возить детей дошкольного возраста в музеи. Вопросами приобщения детей к к русской народной культуре, патриотического воспитания, основ безопасности жизнедеятельности, развития эмоционального интеллекта в должном понимании этого слова, родители самостоятельно практически не занимаются. Поэтому эти функции должен взять на себя детский сад. Музей выполняет свою главную миссию, несет детям истинные знания за счет показа подлинных ценностей и дает стимул к размышлению.

В связи с тем, что недостаточно программного материала для обогащения словарного запаса детей, кругозора и возникла идея внедрить методы музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

В целях развития инновационного процесса и его направленности на повышение и качества дошкольного образования, организации деятельности коллектива детского сада мы стали углублённо вести работу по данной теме «Использование элементов музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОО» с 2017 года. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного, духовно-нравственного, патриотического воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально.

Основная цель музейной педагогики – построить диалог между взрослыми и детьми в музейном пространстве.

Задачи мини-музея :

1. Совершенствовать традиционные и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики.

2. Развивать познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий.

3. Помочь овладеть навыками поисково-исследовательской деятельности.

4. Воспитывать культуру поведения в общественном месте.

Методические принципы организации мини-музея :

1. Деятельность (как способ познания, переживания, сопричастности).

2. Вариативность (возможность для оптимального самовыражения через право выбора).

3. Креативность (поощрять и провоцировать творческую деятельность).

4. Непрерывность (получение знаний продолжается в семье, и в социуме).

5. Гуманность (создание творческой атмосферы, любовь к жизни)

Педагогические функции музеев :

Функция Содержание

Образовательная •развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации.

использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к объектам.

Развивающая •активизация мышления,

•развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур,

•обогащение словарного запаса.

Просветительская •формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации

Воспитательная •целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников,

•включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Музейная педагогика дает возможности :

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей

Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

• постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа);

• выбор помещения (количество посетителей и экспонатов);

• доставка экспонатов;

• оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности);

• разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;

• разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники);

• открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.

Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:

- опытно – исследовательская деятельность;

- разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов;

- мастер – классы;

- выставки;

- экспресс – выставки;

- чтение художественной литературы;

- экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т. д.);

- познавательные беседы;

- различные игры (сюжетно – ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации);

- запись рассказов детей, использование ИКТ - технологии;

- проекты различной направленности, КВН, викторины.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры, духовно-нравственного, патриотического воспитания дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности.

Представляемый материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй)

Чем раньше как бы невзначай, мы начнём приобщать детей к сфере культуры и высокого искусства. тем естественнее и органичное у них будет вырабатываться «инстинкт культуры», своего рода шестое чувство, которое сделает картину, книгу, мелодию, памятник архитектуры естественной потребностью, а не скучной диковинкой, навязываемой наставником.

Предлагаю рассмотреть музеи нашего детского сада.

Музей «Русская изба».

Для чего был создан музей :

-Для глубокого и всестороннего изучения народной культуры.

-Сохранение богатых традиций русского быта.

-Чтобы не прервалась связь времен и поколений.

Работа музея направлена на сохранение традиционной культуры русского народа. Для современного поколения важно знать, кто их предки, как они жили, каковы традиции, язык, обычаи, история родного народа:

«Откуда Русская земля стала есть».

Методы применяются для работы с воспитанниками в рамках

музейной педагогики :

1. Словесный - беседа, рассказ, лекция.

2. Наглядный - показ видеоматериалов, непосредственный контакт, соприкосновение с предметами старины.

3. Практический - фольклорные праздники.

4. Исследовательский - сбор материала: история древних городов, история костюма, история создания народных кукол - обережных и игровых, сбор материала и экспонатов для музея.

5. Выставочная деятельность - обзорные экскурсии.

6. Методическая работа - разработка сценариев: «В гостях у крестьянина», «Как рубашка в поле выросла».

«Музей меда».

Главная задача нашего музея постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников, приобщение к народной культуре, познанию прошлого.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с пасекой;

- дать расширенное представление о работе пчеловодов;

- сформировать представления детей о жизнедеятельности пчел, продуктов, которые они изготавливают;

- дать представления о важности пчел в жизнедеятельности человека и в природе.

Воспитательные :

- воспитывать у детей любовь к русской природе.

-воспитывать эстетичность и этические чувства

- воспитывать любознательность.

Развивающие:

- развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

- развивать умение видеть в природе прекрасное.

- активизировать словарь: пчела, прополис, разновидность меда, соты, матка, улей, рамка, дымарь, маска, воск, перга, пчеловод.

Музей «Ложечка точенная».

Если привлечь внимание детей к повседневному, знакомому им предмету обихода - ложке – и показать историю её появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у дошкольников проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отразить полученные знания в своей творческой деятельности.

Музей «ППД».

Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок безопасности окружающего мира

Задачи:

- Формировать у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;

- Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- Передать детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Музей «Невидимых историй».

Ребята, что нам в жизни интересно, то что неизвестно. А неизвестно нам то, что нельзя потрогать, увидеть, но это не значит, что это не существует, это живет в нашем воображении, в наших фантазиях. Наш музей «невидимых историй» уникален тем, что все что увидите вы никто не увидит. К каждого свое творческое воображение. Каждый по-своему фантазирует, сочиняет, представляет.

«РАМКИ-ВООБРАЖАЛКИ». Их три-это неслучайно. Вы согласитесь со мной, когда я вам скажу, что для человека существует три ценности- это семья, это его Родина и дружеские взаимоотношения с окружающим миром.

Рамка «Дружбы».

Давайте разбираться и представлять… Каждый из вас имеет друга, человека, который чаще всего с вами, с кем вам интересно играть, с кем вы чаще встречаетесь, кого бы вы хотели видеть на своем Дне рождение.

Игра «Да/нет»

Друга стоит обижать?

Другу будем помогать?

Друга можно разозлить?

А улыбку подарить?

Мы научимся играть?

Ну а споры разрешать?

Будем дружбой дорожить?

Будем крепко мы дружить?

А теперь мысленно нарисуйте, кого бы вы хотели видеть в этой рамке, кто из ваших друзей достоин сейчас вам улыбаться, а может даже и помахать рукой?.

Рамка «Семья».

Все мы живем в семье, у каждого из нас есть мама, папа, братья, сестры, бабушки и дедушки. Без семьи человек, как дерево без корней, погибнет…. Семья-это там где вас любят, ждут, ценят, оберегают, заботятся. Ежедневно необходимо подпитывать свою семью любовью, радостью, хорошим настроением, хорошим поведением, добротой. Попробуйте представить свою семью, она вам улыбается, в глазах каждого члена семьи - добрая улыбка. Раз семья- это любовь, а символом любви является сердце, поэтому я вам предлагаю раскрасить свои сердечки (дать детям раскраски).

Рамка «Родина».

Ребята, мы с вами живем в городе Долгопрудном- это наш город, наша родина. Здесь мы родились, растем, и будем жить и работать. Наш город небольшой, но очень значимый. Долгопрудный называют- Наукоград. В нашем городе находится один из крупных и значимых в мире науки институт- Физико-Математический. В нашем городе много красивых мест для прогулок и отдыха- это парки, скверы. Наш город чистый и зеленый. Давайте представим свое любимое местечко в городе, в котором вы любите бывать с родителями, друзьями. Это место- ваша Родина, где вам хорошо.

(Показать достопримечательности города). Предложить детям представить свое любимое место в городе.

Двигаемся дальше по нашему музею и останавливаемся у картины, которая называется «Четыре стихии».

Огонь, вода, воздух, земля- это стихии, без которых невозможно существование всего живого на планете Земля.

Огонь-это свет, тепло, приготовленная еда. Можем мы прожить без огня? Нет, огонь - важен в жизни человека. Но огонь-не всегда добро, огонь может быть опасен, повлечь за собой пожары, ожоги.

Игра дидактическая «Огонь-друг, огонь-враг».

Земля-кладовая полезных ископаемых, земля дает жизнь растениям, деревьям. На земле растут грибы, ягоды. Люди, животные ходят по земле, строят свои дома, дороги.

(Дать детям возможность посадить семя в землю).

Вода - это жизнь, питьевой родник, богатая кладовая рыбы, транспортный путь, искусный лекарь. Как выдумаете, в внутри человека есть вода? (ответы детей). Пот, слезы, слюна - это все вода.

(Предоставить возможность полить свое семя, для роста).

Воздух- мы не можем его увидеть,но можем почувствовать, когда выпускаем струйкой воздух, вдохнув его ртом или носом и даже поймать (провести эксперимент с пакетом).

(прослушать звуки природы, шум моря, треск костра) Представить, как гуляем по лесу и собираем грибы, как сидим у костра и поем песни, как парим на воздушном шаре.

Следующий экспонат - это «Сундук со сказками».

Здесь живут разные сказки, истории, которые придумываете вы, и все они неповторимы, т. к живут в вашей воображении, в вашей фантазии.

(Предложить детям сочинить сказку по «кубикам историй»).

Вы помните, что сказки бывают разные –придуманные людьми и передаются из поколения в поколение, а бывают авторскими. Например, Г. Х Андерсен написал сказку «Новое платье короля». Эта сказка рассказывает о том, что жил король, который очень любим наряжаться и вот однажды ему предложили платье, надев которое можно распознать кто глуп и кто в королевстве не на своем месте. Король не мог не пошить себе такой наряд, и вот заплатив много денег, платье предстало его взору, но никто не смел сказать королю, что платья не существует, дабы боясь оказаться глупым или не на своем месте. Невидимое платье всех восхищало узорами, фасоном и даже король не видя платья восхищался им, чтобы его подданные не подумали, что он глуп.

Я вам тоже предлагаю представить свой праздничный наряд, в котором вы мечтаете покрасоваться перед друзьями. Для этого есть волшебные плечики, на которых висит только ваше праздничное платье.

(Раскраски платья для девочек и костюмы для мальчиков)

А еще, что касается сказок, то в них всегда присутствует волшебный предмет. Какие волшебные предметы вы знаете? (ответы детей).

Среди них есть ЖИВАЯ и МЕРТВАЯ вода. Слышали о таких предметах? Мертвая вода сращивает части тела, а живая – оживляет. (Сказка «Серый волк и Иван-Царевич»).

Сбрызнули Ивана-Царевича мертвой водою-тело его с сраслось, сбрызнули живою водою – и встал Иван-Царевич живехонький…»

(Провести опыт с окрашиванием воды гуашевыми красками).

Обратите теперь внимание теперь вот на эти баночки, в них живет наше настроение, наши поступки. От наших действий, от наших сказанных слов зависит какую эмоцию мы переживаем, какие эмоции передаем.

Радость- это праздник, веселье, смех, когда все здоровы, нет войны, никто не плачет. Как мы можем выразить радость? Мимикой, смехом, песней, танцем,хлопаньем в ладоши. У каждого из вас ваша радость живет внутри вас- у кого то в сердце, у кого то в животике, за щекой, в пятках и т. д Предложить детям под музыку по кругу друг другу передать «радость».

Грусть – обратите внимание, как выглядит грусть. Когда мы испытываем эту эмоцию? Когда идет дождь, когда долго нет мамы, когда болеешь, когда что-то не получается…Чтобы избавиться от грусти мы можем начать рисовать или обняться. Давайте обнимемся и грусти как не бывало.

Страх- чувство страха, когда мы испытываем? Когда выключен свет- темно, когда глубоко и высоко, страх боли. Как побороть страх? О нем надо говорить, не думать о страхе, научиться дышать- вдох-выдох, прогулки и сон.

Предложить детям дыхательную гимнастику сделать.

«Пузырики», «насосы»

Злость- посмотрите как выглядит злость. Когда мы злимся? (ответы детей)

Как побороть это чувство- порвать бумагу, потопать, покричать.

Вот такие веселые и незамысловатые экспонаты живут в нашем музее, сегодня мы про них проговорили, а значит открыли чуть -чуть завесу вашего внутреннего мира.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Мини-музей позволил сделать привычным - привлекательным для детей. Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игры, беседы, что способствует развитию речи воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.

Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создание детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они приносят из дома экспонаты. Ребята их старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Наш мини-музей – результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Отчет по самообразованию по теме «Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОО» «Отчет по самообразованию Семеновой Л. О. по теме: «Реализация ФГОС в воспитательно – образовательном процессе ДО»». План сообщения: 1. Актуальность.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОО
Опубликовано: 29 октября 2021 в 16:21
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Алексеевна Макеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД