Назиля Насибуллина
Использование в работе по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедноты словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам на помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.
Публикация «Использование в работе по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.
ИКТ
1. Компьютер
2. Ноутбук
3. Телевизор
4. Принтер
5. Клавиатура и мышь
6. Устройства для ввода визуальной и звуковой информации
(сканер, ксерокс, фотоаппарат, аудио-и видеомагнитофон)
7. Мультимедийный проектор
8. Интерактивная доска.
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.
Одна из наиболее удачных форм представления учебного материала на занятиях – мультимедийные презентации. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.
Признавая, что компьютерные презентации - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, использование их в учебно-воспитательных целях с детьми строилось с учетом здоровьесберегающих технологий, на основе выполнения следующих правил:
1. Уточнить состояние здоровья ребенка у медсестры ДОУ, нет ли у кого-то из детей группы противопоказаний для работы с ИКтехникой.
2. Мультимедиа презентации должны быть непродолжительными по времени (3-5 минут).
3. Во время показа следить за осанкой ребенка.
4. После просмотра мультимедиа презентации проводить подвижные игры и физминутки.
Формы использования презентаций в качестве обучающего средства различны, находятся в прямой зависимости от формы организации педпроцесса по речевому развитию. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.
В работе по развитию речи с применением ИКТ можно использовать следующие варианты :
1. Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам.
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
3. Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.
4. Рассказы по цепочке.
5. Игры типа: «Чего не стало», «Назови одним слово», «Что лишнее?»
6. Широки возможности мультимедиа презентаций при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность к слушанию
7. Использование физкультурных минуток.
В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.
Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, подчерпнуть новые знания.
Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как поручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий - облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес к обучению.
Опыт организации воспитательно - образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.
Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Компьютерные технологии сегодня - один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.