Кожухарова Эльвина Евгеньевна
Использование устного народного творчества в математическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если на этом настаивают взрослые.
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов работающих с дошкольниками - развить у детей интерес к математике.
Публикация «Использование устного народного творчества в математическом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Устное народное творчество
- Темочки
Устное народное творчество поможет быстрее и легче усваивать программу по развитию ЭМП, следовательно, целесообразно включать его в следующие разделы программы:
- развитие и совершенствование сенсорных представлений;
- развитие пространственных и временных представлений;
- формирование количественных представлений и отношений;
- формирование навыков решения элементарных арифметических задач.
Основная часть
Уже в младшем дошкольном возрасте дети влюбляются в сказки. На занятиях по формированию элементарных математических представлений использование сказок помогает закреплению навыков счета («Три медведя», «Волк и семеро козлят»). Воспитатель предлагает посчитать, сколько медведей было в сказке? Сколько тарелочек стоит на столе? Сколько стульчиков находится возле стола? Здесь дети могут сравнить количество медведей с количеством тарелочек, стульчиков. Дети с удовольствием считают, сколько героев сказки тянули репку, какой по счету была внучка или Жучка? Кто стоял за внучкой? Кто был впереди кошки? Можно предложить детям посчитать, сколько окошечек в теремке? Сколько животных вместилось в теремок? Какой по счету была лягушка, лисичка? По сказке «Волк и семеро козлят» дети увлеченно считают козлят: сколько козлят было до прихода волка, сколько съел волк? В старшей группе детям можно предложить задание на смекалку, сообразительность: чем могут отличаться друг от друга козлята (размером, цветом, могут быть девочки и мальчики). Через сказку дети знакомятся и с размером предметов: большая миска была Михайло Потапыча, средняя -Настасьи Петровны, а самая маленькая - Мишуткина. Здесь можно предложить любые задания, где бы дети смогли расставить тарелочки, чашечки, кроватки по размерам героев сказок. В другом задании дети выстраивают всех героев по росту, начиная с самого маленького.
Одно из известных фольклорных жанров - загадка. Загадка служит как средство усвоения некоторых понятий: множество, отношение, величина, число, а так же для конкретизации и закрепления пройденного материала.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Например, загадку:
На четырёх ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать. (Стул)
Можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4.
После того как найдена отгадка, работа над числом продолжается. Педагог просит вспомнить, о чем эта загадка, показать числовую карточку числа 4; предлагает найти в кассе цифр и показать соответствующую карточку, назвать соседей числа 4 в числовом ряду, объяснить, как получили число 4, сравнить число 4 с последующим и предыдущим числом.
Для старших дошкольников можно предложить вспомнить состав числа 4.
Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
В работе по математическому развитию дошкольников могут быть использованы загадки следующего содержания:
- связанные с понятием числа и цифры:
- Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет,
Цифрой шесть она вдруг станет. (Девять)
- со сравнением множеств, величин, чисел: больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, уже – шире:
-Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий в море. (Река)
-с временными представлениями и понятиями: части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года:
-Что за семь братьев:
Годами равные, именами разные? (Дни недели)
-с пространственными представлениями:
-Три брата - один впереди,
Два позади бегут
И догнать одного не могут. (Трёхколёсный велосипед)
-с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур:
-У фигуры этой всего по три,
Три угла, три стороны. (Треугольник)
Особенно эффективно использование загадок на закрепление пройденного материала, где дети должны найти и показать или напечатать (математический диктант) угаданную цифру или геометрическую фигуру.
Загадывание загадок на занятиях по математике и в повседневной жизни детей, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах, но и обогащению словаря, развитию речи, логического мышления, слухового и зрительного внимания.
Большие возможности для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета имеют считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений. Соревнования в произнесении считалок позволяют выучить больше стихотворений и тем самым развивают детскую память, помогают овладеть элементами артистизма.
Мы собрались поиграть
Ну, кому же начинать?
Один, два, три –
Начинаешь ты.
* * *
Один, два, три, четыре, пять -
Встанем, дети, в круг опять.
Пять, четыре, три, два, один -
Мы в игру играть хотим!
Не меньшую роль в формировании математических представлений у детей играют скороговорки. Они применяются в процессе изучения нумерации чисел. Их можно
разучивать как на занятиях по математике, так и в свободное время. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с числами. Соревновательное и игровое начало привлекает детей.
В один клин, Клим, колоти.
Возле грядки –две лопатки, возле кладки два ведра.
В старших группах педагоги могут использовать уже пословицы и поговорки, которые развивают логическое мышление. Чтобы понять их смысл, нужно поразмыслить.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Первый блин всегда комом.
Жить в четырех стенах.
Пятое колесо в телеге.
Пословицы и поговорки могут быть использованы при ознакомлении с числом, последовательностью дней недели, временами года:
-Семь пятниц на неделе.
-Весна да осень - на дню погод восемь.
-Два сапога – пара.
Кроме того пословицы и поговорки будут способствовать развитию логического мышления, умению понимать скрытый смысл простых выражений, строить элементарные умозаключения.
Дети очень любят играть с пальчиками своих рук. Именно физкультминутки и зарядка для пальчиков помогут детям:
- усвоить понятия «право», «лево», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «вперёд», «назад»;
- будут способствовать развитию счёта на слух;
- развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.
«Со стульчиками»
Один, два – все вставайте,
Три, четыре – приседайте.
Пять, шесть – повернись,
Семь, восемь – улыбнись.
Девять, десять – не зевайте,
Своё место занимайте.
«Пальчики»
Можешь пальцы сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев, пара рук.
Вот твоё богатство, друг.
Вывод
И в заключении, хотелось бы сказать, что на занятиях по математике фольклорный материал оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.
Именно через использование устного народного творчества отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике, воспитывается интерес к предмету.
Таким образом, если в работе с дошкольниками использовать элементы устного народного творчества, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.