Надежда Антонова
Развитие речи дошкольников средствами форм устного народного творчества.
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Садовский детский сад»
ТЕМА: «Развитие речи дошкольников средствами малых форм устного народного творчества». Старший возраст.
Выполнила: воспитатель старшей группы
Антонова Надежда Александровна.
с. Садовое-2016г.
«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»
К. Д. Ушинский
Публикация «Развитие речи дошкольников средствами форм устного народного творчества,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Фольклор - величайшее духовное сокровище народа. Жанры устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут в себе неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражаются нравы, обычаи, интересы и потребности, желания и воля всех народов, их стремление воспитать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Арсенал устного народного творчества всегда служил действенным воспитательным средством. Традиционные духовно-нравственные ценности калмыцкого народа - тоже в его вечном творении - фольклоре. И сегодня все жанры калмыцкого фольклора продолжают жить, воспитывать и вдохновлять.
Актуальность
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель и задачи по развитию речи посредством малых форм фольклора.
Цель: развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художественному слову.
Задачи:
1. Учить воспринимать детей разнообразные формы фольклора : колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки.
2. Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.
3. Побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т. д.)
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их
деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях:
совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми,
вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов,
орудием мышления.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания
ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение,
что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Калмыцкие народные сказки, «порожающие своей мудростью» (Г. Н. Волков, тоже являются истоками и средствами народной педагогики.
Представление о воспитательной возможности сказок дает, к примеру, сюжет сказки «Как ленивый старик работать стал». Здесь повествуется о том, как старуха шаг за шагом, поощряя усилия мужа, приучила его к труду.
Фольклор – главнейший фактор национального самосознания, культурного и духовного единства любой этнической группы. Одним из интереснейших явлений устного народного творчества является детский фольклор, специфика которого не может рассматриваться вне общей теории фольклора. Детский фольклор тесно связан с фольклором взрослых, зависим от среды его бытования, подвержен тем - же процессам. Так, существуют жанры, которые могут быть отнесены и к взрослому, и к детскому фольклору – это загадки, песни, пословицы. Нередко устные произведения из взрослой среды переходят в детскую и приспосабливаются к ней в соответствии с детской психикой. Например, заклички как жанр, являясь частью обрядово-календарного фольклора, позже вошли в детский фольклор как отдельный жанр и как элемент детской игры.
Многие жанры устного народного творчества, в том числе жанры детского фольклора, были восстановлены в результате проведенных полевых экспедиций информантами – пожилыми людьми, сохранившими в своей памяти образцы национального фольклора. Так, были записаны
детские стихи, колыбельные, считалки, скороговорки и сказки с этиологической концовкой, а также детские игры. При восстановлении жанров детского фольклора большим подспорьем
послужили произведения калмыцкой художественной литературы.
Детский фольклор калмыков как отдельная фольклорная система стал предметом изучения калмыцких фольклористов Т. Г. Борджановой (Басанговой, Б. Б. Оконова, Б. Б. Маджиевой.
Первым изданием, в котором был представлен многожанровый детский фольклор, является книга
Т. Г. Борджановой «Саглр ээжин туульс» (Сказки бабушки Саглар) [Саглр ээжин туульс, 1989], составленная по полевым и письменным источникам. В книге дана классификация жанров детского
фольклора, выработаны их термины: считалки (тоолдгуд, дразнилки (наадлад келдг г, скороговорки (тргр келдг г, размышления о животных (шинжс, благопожелания (йорл, загадки, (тлврт туульс, пословицы (лгрмд, трехстишия (орчллгин hурвн, шаваши (танцевальные прибаутки, песни (дун, туульс (сказки).
Традиционно включаются в жанровую систему детского фольклора сюжеты сказок с дидактической и этиологической функциями, пословицы, поговорки и загадки.
В жанровом составе детского фольклора калмыков особое место принадлежит считалкам – тоолдгуд. Как известно, калмыки начинали обучать своих детей счету уже с раннего детства, несмотря на то, что у калмыков существовала табуация чисел, которая заключалась в том, что количество вещей или количество животных никогда точно не называлось – так, о числе «пять»
говорили: «больше, чем четыре» и т. д
Популярный жанр детского фольклора калмыков – игры на пальцах. По представлениям калмыков, пальцы руки могли разговаривать друг с другом. Один из этих разговоров отражен в игре и выглядит следующим образом. Пальцы должны быть сжаты в кулак, затем каждый из пальцев
«говорит» свои слова, разжимая кулак. Темой этой игры является воровство скота: Большой палец –Хулха кея (Совершим воровство, Указательный – Мал авч ирхм (Пойдем скот воровать, Средний –Хааhас авч ирхм (Когда начнем, Безымянный – Эзн hархла (Когда хозяин выйдет, Мизинец –
Андhар тявя hария (Только перед выходом произнесем клятву).
Другая игра также была связана с пальцами. Вместе со знанием счета, которому обучали с помощью диалога, спрашивающий массировал каждый палец и говорил: «Большой палец, что ты делал?» – «С указательным пас овец». «Со средним что ты делал?» – «Со средним песни пел». «С безымянным что ты делал?» – «С безымянным пировал».
Таким образом, маленький калмык благодаря пальцевым играм учился простым и сложным действиям с числами. Будучи участниками детских подвижных игр, дети с малых лет приучались жить в гармонии с окружающим миром, с самого детства включались в обрядовую жизнь.
Колыбельные песни (буувэй дуу, букв. : успокаивающие или убаюкивающие, от слова буувэй -баю) генетически восходят к заклинаниям. Главными их функциями было успокоить и оградить ребенка от злых сил. В образцах калмыцких закличек – дуудлгуд, которые записаны в полевых
экспедициях, дети обращаются к природе и природным стихиям.
Дразнилки учили преодолению страха детей перед животными. Так, известно непредсказуемое поведение верблюда. Имя верблюда среди калмыков не произносилось, его обозначали как «бадельдян». Если верблюда раздразнить, он начинает плеваться и стучать ногами. Верблюд был для детей предметом насмешек.
Наиболее архаический пласт калмыцкого фольклора составляют этиологические сказки, объясняющие происхождение различных животных и птиц, особенности их внешнего вида и повадок. Число этиологических сказок в калмыцком фольклоре незначительно – всего несколько
образцов. Они вошли в сборник сказок, составленный Б. О. Джимбиновым в 1962 г. Это сказки «Почему комар жалобно поет»», «Почему у совы нет ноздрей», «Петух и павлин» [Борджанова, 1994, с. 13-14].
Скороговорки должны были способствовать заучиванию и произношению труднопроизносимых слов калмыцкого алфавита.
Воспитательный характер у калмыков имели запреты и приметы, помогавшие правильно формировать мировоззрение подрастающего ребенка и предотвратить неправильные действия ребенка. Они сопровождались выражением «нул болх – «грех, грешно». Эти краткие дидактические
выражения формировали поведение ребенка [Борджанова, 1999, с. 10-23].
С рождения у детей воспитывали любовь к местности, где обитал их род, дети знали места зимних
и летних кочевок, названия этой местности заучивались наизусть.
При работе с детьми, я акцентирую внимание на том, чтобы ребенок умел правильно говорить и развивать речь, любить родной язык, всегда
черпать из них средства выражения, без которых нельзя обойтись в общении друг с другом.
Считалки, дразнилки, скороговорки, игры, сказки позволяют с самого начала приобщить детей к народной мудрости и морали, ознакомить их с различными жизненными обстоятельствами и природными
явлениями, привить любовь к прекрасному.