Папки-передвижки

Использование театрально-игровой деятельности в формировании произвольности в общении у дошкольников

татьяна костерина
Использование театрально-игровой деятельности в формировании произвольности в общении у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика.

Театральная деятельность — одна из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Публикация «Использование театрально-игровой деятельности в формировании произвольности в общении у дошкольников» размещена в разделах

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрально - игровую деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрально - игровой деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театрально – игровая деятельность выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

Театрально – игровая деятельность является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества

Занятия по театрально - игровой деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр.

Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Актуальность темы «Использование театрально – игровой деятельности в формировании произвольности в общении у дошкольников» определяется следующими показателями: Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Формирование театрально – игровой деятельности в произвольности у дошкольников четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу. Ориентация на выполнение заданных требований. Быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего. Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.

Театрально – игровой деятельности в формирование произвольности в общении у дошкольников также позволяет формировать опыт социальных навыков и культуры поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой индентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрально – игровая деятельность приобщает детей к литературному, драматическому, театральному искусству. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. У детей формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив. Позже это послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусства в жизни общества.

Поэтому работая над этой темой я поставила перед собой такие задачи:

- Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива

- Развивать творческую самостоятельность в передаче образа; выразительность речевых и пантомимических действий (поза, жесты, мимика, голос, движения).

- Закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей.

- Развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников.

- Поддержание желания детей активно участвовать в праздниках развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и самостоятельной деятельности.

-Формирование произвольности в общении со взрослыми и сверстниками через театрализованную деятельность.

Работая над этой темой я использовала следующие формы :

- Совместная деятельность воспитателя с детьми.

- Создание предметно-развивающей среды.

- Совместная работа с родителями.

Но предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. Поэтому создавая предметно-развивающую среду, я старалась:

- обеспечить комфортность и безопасность каждого ребёнка.

- создавать домашнюю обстановку которая будет нацеливать ребёнка на активность, особенно речевую, на желание общаться.

- обеспечить разнообразие театрализованного материала, создала различные виды театра (теневого, ложечного, перчаточного, баночного, оригами и др. ,изготовила различные ширмы.

Развитие театрально – игровой деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Привлекая внимание родителей к театрализованным играм, подчёркивая успехи их ребёнка, необходимо ненавязчиво способствовать возрождению давней семейной традиции устройства домашнего театра.

Что такое произвольность в общении.

Прежде чем рассмотрим, как осуществляется формирование произвольности у детей, обратимся к понятию произвольности. Под произвольностью в психологии рассматривают конкретную мотивационную функцию. Произвольность также определяют как предпосылку к учебной деятельности у дошкольников.

Конец дошкольного детства - это период сильных изменений в психике детей. У них начинается переход всех непосредственных процессов, включая поведение, к произвольности. Дети проявляют социальные нормы, к которым уже относятся достаточно положительно. Дети способны сознательно и произвольно регулировать свою деятельность. Если произвольность не сформирована, то у дошкольников не возникнет желания дальнейшего школьного обучения, дети не смогут соблюдать школьные правила.

Произвольность включает различные стороны личности ребенка. Это произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти и т. д. Коротко рассмотрим каждый аспект произвольности в дошкольном возрасте.

Произвольность включает следующие умения:

• Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу. Ориентация на выполнение заданных требований.

• Быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего.

• Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.

Особую актуальность, театрально – игровой деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрально – игровой деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей).

Таким образом, театрально – игровая деятельность одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски звуки. Театрализованные игры влияют на личность ребёнка.

Успешности использования театрализованных игр способствует организация предметно-развивающей среды, а именно театральный уголок. Создавая театральный уголок, я попыталась представить в нем все виды кукольных театров.

Настольный театр чаще всего используем при пересказе сказок, небольших рассказов. Здесь дети водят игрушки на столе. Настольный театр представлен в виде театра игрушек, театра картинок («Заюшкина избушка», «Кот в сапогах», «Теремок», «Кот, лиса, дрозд»)

Стендовые кукольные театры используются так же при пересказе сказок и рассказов. Фигурки героев в данном виде иллюстрируют содержание произведения. У нас в театральном уголке сделаны театры на фланелеграфе («Курочка Ряба», «Кот, петух, лиса», «Колобок», театр «Живые картинки» («Маша и медведь», театр теней («Заюшкина избушка», «Зимние забавы», «Лиса и кувшин»). Вначале дети прослушивают сказку, отвечают на вопросы по содержанию, пересказывают. Я предлагаем ребятам рассказать ее с помощью настольного или стендового театра.

Театр с куклами на ширме представлен куклами би-ба-бо, пальчиковым театром, куклой на тростях. Игры с куклами на ширме выполняют развлекательную, дидактическую, коммуникативную, диагностико – коррек-ционную, психотерапевтическую, эстетическую функцию. Эти игры развивают моторику рук, развивают речь, внимание, память, мышление, фантазию. Куклы би-ба-бо небольшие по размеру, но очень подвижны и выразительные. Работая с ними, Я предлагаю ребятам происценировать сказки. Для этого мы берем небольшие сказки. Сначала предлагаем прослушать сказку, ответить на вопросы по содержанию, пересказать ее всю, потом по ролям. И в конце с помощью кукол показываем ее.

С помощью кукол би-ба-бо предлагаем поиграть в игру «Придумай диалог» : два ребенка выбирают для себя кукол, придумывают для них диалог; «Моя сказка» : ребенок берет куклу и от лица героя рассказывает сказку. В процессе игр дети получали большой положительный эмоциональный заряд.

Одним из доступных и простых видов театрализованных игр являются игры с пальчиковыми куклами. Они являются самыми маленькими актерами кукольного театра. Из пальчиковых кукол у нас в уголке представлены куклы-перстни ( на детское колечко наклеивается картинка или к картинке приклеивается резинка: Пингвин, Хрюша, Степашка, куклы-наперстки (театр «Рукавичка»). Пальчиковые куклы надеваются на тыльную сторону ладони. С помощью пальчиковых кукол я не только инсценируем сказки, но и делаем пальчиковую гимнастику.

Например: Предлагаем одеть на большой палец куклу-мышь, а на остальные – любых персонажей по выбору. Игра «Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде- большой пальчик покачивается

Дома и на улице

Даже «Здравствуй!» говорю

Я красивой лисоньке кончиком большого пальца

Повстречал волчонок мышь: поочередно касается концов

«Здравствуй, братец! как живешь?» указательного, среднего,

Вот медведь мышонка встретил: безымянного и мизинца

«Здравствуй, милый друг!»

И в конце пути мышонка

Встретил лягушонок

«Здравствуй, мышка! Будь здоров!»

Я здороваюсь везде большой пальчик покачивается

Дома и на улице.

А как известно, упражнения с пальцами активизируют работу мозга, способствуют развитию речи, помогая подготовить руку к письму.

Еще в театральном уголке имеется кукла на тростях. Она представлена в виде Лисички и сделана из обычной мягкой игрушки. К игрушке мы прикрепили трости: к туловищу, к верхним лапам. Трудность

в работе с такой куклой – кукла занимает обе руки. Эту куклу мы используем в играх :

«Моя сказка» : дети от имени овечки рассказывают историю, которая произошла с ней.

«Да или нет» : лисичка задает вопрос, дети если согласны поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны опускают руки и кричат «нет». Можно использовать вопросы типа :

Если в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка? и т. п.

«Знакомство» : лисичка хочет познакомиться с детьми и предлагает встать, назвать свое имя и рассказать что-то о себе. Эту игру мы стараемся проводить в начале года. Когда еще не все дети знакомы друг с другом. Благодаря этой игре, они знакомятся и узнают друг о друге новое.

В театральном уголке представлены дидактические игры:

«Сказки-загадки», «Из какой я сказки» С помощью этих игр дети закрепляют знания сказок. «Куб эмоций» используется для отработки мимики, жестов; при работе с текстом отрабатывается выразительность речи.

Дети с огромным удовольствием занимаются театрально-игровой деятельностью, и я стараемся поддерживать их стремления. Ведь театрально-игровая деятельность полно охватывает личность ребенка.

Публикации по теме:

Образовательная робототехника в театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста Чуваева Лариса Владимировна (chuvaeva.liza@yandex.ru, Коннова Наталья Александровна (konnova.natalya@bk.ru, муниципальное бюджетное.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности старших дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности старших дошкольников Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:.

Конспект совместной театрально-игровой деятельности детей логопедической подготовительной группы «Золотой ключик» Конспект совместной театрально-игровой деятельности детей логопедической подготовительной к школе группы по мотивам сказки А. Толстого «Золотой.

Конспект совместной театрально-игровой деятельности во второй младшей группе «В гостях у сказки!» Конспект совместной театрально-игровой деятельности во 2-й младшей группе на тему «В гостях у сказки!» Интеграция образовательных областей:.

Мастер-класс «Использование приемов социо-игровой технологии в формировании самооценки у детей дошкольного возраста» Разберём само название - социо-игровая технология: социо – малый социум (подгруппы) и игровая – добровольная. Таким образом, социо-игровая.

Педагогический проект «Использование логосказок и театрально- игровой деятельности в коррекционной работе с детьми» «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный.

Развитие выразительной диалогической и монологической речи у детей 5–6 лет в процессе театрально-игровой деятельности Выделяют два вида речи: диалогическую и монологическую. Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений,.

Сообщение для воспитателей «Развитие речи дошкольников старших групп в театрально-игровой деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №46» городского округа город Салават Республики.

Использование детской экспериментальной деятельности в формировании познавательного интереса к природе у старших дошкольников Статья по теме : «Использование детской экспериментальной деятельности в формировании познавательного интереса к природе у старших дошкольников».

Воспитание нравственно-волевых качеств личности дошкольников в процессе театрально-игровой деятельности Выступление педагога - психолога на педсовете «Воспитание нравственно-волевых качеств личности дошкольников в процессе театрально-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование театрально-игровой деятельности в формировании произвольности в общении у дошкольников
Опубликовано: 26 ноября 2018 в 07:49
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование театрально-игровой деятельности в формировании произвольности в общении у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем татьяна костерина (УИ 377653) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД