Елена Русинович
Воспитание нравственно-волевых качеств личности дошкольников в процессе театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление педагога - психолога на педсовете «Воспитание нравственно-волевых качеств личности дошкольников в процессе театрально-игровой деятельности»
Дошкольное детство- важный период для развития нравственно-волевых качеств личности, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В этот период дошкольник получает первоначальное представление о взаимоотношениях людей, о самопринятии, о том, что такое «хорошо» и, что такое «плохо», учится владеть собой, контролировать себя. Ребенок наблюдает, учится, делает выводы. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми. В результате такого нравственно-волевого воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственно- волевые чувства, имеющие важное значение для развития личности ребенка в целом. Задача развития этих чувств на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Одним из наиболее эффективных методов работы, в данном направлении, является нравственно- волевое развитие детей посредством театрально-игровой деятельности. Важной особенностью этой деятельности является ее привлекательность для детей, ведь ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - это игра, а театр раскрывает еще и возможности обыграть сюжет, придумать характер персонажей, декорации, начало и концовку сказки. Такой вид деятельности незаменим для развития волевых качеств : настойчивости, выдержки, решительности, стремления к достижению цели.
Чтение художественной литературы обогащает жизненный опыт дошкольников яркими художественными впечатлениями дает необходимые знания и умения, и, несомненно, необходимо для понятия детьми нравственных категорий, таких как добро, зло, жадность, щедрость, хитрость, отвага и другие, но гораздо продуктивнее это направление работает при инсценировках сюжетов, обыгрываниях ситуаций, беседе о полученных впечатлениях. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрально-игровой деятельности не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, стимулируют волевые качества, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Дети с большим удовольствием принимают участие в различных видах театральной деятельности, что позволяет создать благоприятную эмоциональную базу для развития положительных эмоций, этических чувств.
Театральная постановка – продукт совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого участника. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Коллективная театральная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; она способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
В работе психолога часто используются психологические этюды, упражнения и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций, которые помогают развить умение общаться с помощью вербального и невербального способа передачи того или иного эмоционального состояния. Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой, их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. В старших группах дети при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Так же театрально-игровая деятельность применяется в коррекционно-развивающей работе психолога. Так, с помощью игр и упражнений театральной направленности очень эффективно корректируется застенчивость, тревожность, страхи и даже агрессия. Ребенок посредством героев, вживаясь в роль, выплескивает свои эмоциональные переживания, как отрицательные, так и положительные. Таким образом он может отработать то, что в другом виде деятельности не получилось. Дошкольник, благодаря таким играм и упражнениям может оценить морально нравственные качества не только других людей, но и свои собственные, глядя на них со стороны.
Итак, мы видим, что благодаря театрально-игровой деятельности происходит формирование нравственно-волевых качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Происходит осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры дошкольников.