Елена Клишева
Использование современных образовательных технологий в развитии связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодняшних дошкольников мы воспитываем, обучаем и развиваем не так как воспитывали детей еще 10-15 лет назад. К современному ребёнку мы ищем новые подходы, применяем различные технологии.
Основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.
Публикация «Использование современных образовательных технологий в развитии связной речи у дошкольников» размещена в разделах
Среди множества слагаемых успеха в жизни особое место имеет чёткая и ясная, грамматически правильная речь. Для этого учить малыша говорить правильно надо начиная с пелёнок. Залог успеха в речевом развитии ребёнка – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, она оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны вместе, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
В задачи обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста входит формирование таких умений, как пересказ литературных произведений, составление повествовательного, описательного и творческого рассказов, рассказов из опыта, высказываний типа рассуждений. Применение современных образовательных технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим. Технологии – это система методов, способов, приемов обучения, последовательность определенных действий, направленных на достижение поставленных целей.
Среди современных технологий речевого развития можно выделить следующие:
1. Здоровьесберегающая технология;
2. Мнемотехника;
3. Синквейн;
4. Технология познавательно-исследовательской деятельности;
5. Технология проектной деятельности;
6. Технология разноуровневого обучения;
7. Технология интегрированного обучения.
Здоровьесберегающие технологии играют немаловажную роль в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Представляю вам ряд здоровьесберегающих технологий, которые используют воспитатели в своей педагогической деятельности:
• Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики («Ладошки», «Повороты головой», «Погончики», «Обнимем плечики» и др.) направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведем работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
• Развитие мелкой и общей моторики пальцев рук является важным видом деятельности, который способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Сочетаем упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
• Массаж и самомассаж. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Мы используем массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, предплечья, а также лица и шеи; массаж стоп; массаж ушных раковин; массаж язычной мускулатуры. Приведем пример массажа ладоней и подушечек пальцев.
«Мне дала синичка хрупкое яичко»
(обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички).
Птичка веток набрала (перекладываем мячик из ладошки в ладошку)
Крепко гнездышко свила, (крепко сжимаем, как будто лепим снежок)
И снесла яичко умница-синичка, (подушечками пальцев перебираем мячик)
Ты яичко покатай, (катаем между ладонями)
Но из рук не выпускай: (перекладываем с одной ладони на другую)
Очень хрупкое оно так у птиц заведено. (перебираем подушечками пальцев)
• Релаксация. Комплекс упражнений на релаксацию используем для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Можно использовать такое упражнение для расслабления мышц «Раз, два, три.» :
Дети садятся ближе к краю стула, руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.
Все умеют танцевать
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать!
Есть у нас игра такая-
Очень легкая простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно
Расслабление приятно!
• Психогимнастика. Помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность этой деятельности предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения. Эти задачи успешно решаются в театральной деятельности, логоритмике, во время динамических пауз в процессе сюжетно — ролевых игр.
• Сказкотерапия - технология воздействия через сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно все, чего не бывает в жизни. При использовании сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы, вспоминают старые и придумывают новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этого вида деятельности — преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
• Музыкотерапия — технологии музыкального воздействия, используем в различных формах физкультурно — оздоровительной работы. Применяем эту технологию для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
• Динамические паузы (физкультминутки) проводим для профилактики утомления детей. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы, физминутки проводятся в игровой форме в середине непосредственно — образовательной деятельности. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других здоровьесберегающих технологий.
• Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводим в любое удобное время, а так же во время образовательной деятельности.
• Подвижные и спортивные игры проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, как часть физкультурной деятельности, во время прогулки, а также в групповой комнате, как малоподвижные игры.
• Песочная терапия оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику.
Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.
Мнемотехника это система методов и приемов, которые позволяют использовать эти два важных фактора для формирования связной речи дошкольника. В мнемотаблицах наглядность представлена в виде предметных картинок, последовательно расположенных в соответствии с планом высказывания.
С помощью мнемотехники решали следующие задачи:
• Развивать связную речь.
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.
• Обучать детей правильному звукопроизношению.
• Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются с целью :
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественных произведений,
• при проговаривании чистоговорок и скороговорок,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихотворений.
Составление рассказа
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ художественных текстов.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Проговаривание чистоговорок и скороговорок. Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном произношении звуков и слов.
Отгадывание и загадывание загадок. Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.
Заучивание стихотворений. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работа по мнемотаблицам проходит в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: Осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно.
Применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)
Синквейн происходит от французского слова — «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. История возникновения синквейна, достаточно молода, он возник в начале двадцатого века под влиянием японской поэзии. Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо :
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
• владеть навыком обобщения,
• согласовывать слова в предложении,
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.
1-ая строчка «Кто? Что?» - существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя);
2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3-я строчка «Что делает?» - три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;
На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.
4-ая строчка синквейна - четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть;
5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Эффективность и значимость технологии синквейн :
• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
• Синквейн является игровым приемом.
• Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
• Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.
Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей :
– Мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать).
– Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта, развитие словаря).
– Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания).
Технология исследовательской деятельности – это основа существования
человека. Ребёнок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в
исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую
удовлетворить присущую ему любознательность.
Познавательно – исследовательская деятельность способствует:
- обогащению активного словаря детей;
- создаёт условия для проявления самостоятельности в познавательно-речевом развитии детей;
- привлечению родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.
Существуют следующие доступные и интересные дошкольникам типы исследований :
• Опыты (экспериментирование).
• Коллекционирование (классификационная работа).
• Путешествие по карте.
• Путешествие по "реке времени".
В ходе работы прослеживается постоянная интеграция исследовательско -
речевой работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на
прогулке, чтением художественной литературы, игрой, что позволяет создать
условия для закрепления новых знаний и развития связной речи детей.
Технология проектной деятельности
О значимости технологии проектной деятельности свидетельствует то, что она способствует:
- развитию связной, монологической форме речи детей : дети учатся составлять рассказы (строить связные высказывания, применяя разные типы речи : описание, повествование, рассуждение);
- у детей формируются элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец); представление о связях между предложениями; также учатся раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Кроме того работа над проектами также способствует развитию детской инициативы и самостоятельности детей, коммуникативных и творческих способностей, приобретается навык публичного изложения своих мыслей; активному сотрудничеству детей, родителей и педагогов. Метод проектов может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
Применяя вышеописанные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников важно вызвать интерес и желание детей к определенному виду деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Список используемых источников
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/02/07/konsultatsiya-dlya-vospitateley-na-temusovremennye
2. https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-obrazovatelnye-tehnologi-dlja-razvitija-svjaznoi-rechi-doshkolnikov.html
3. https://gigabaza.ru/doc/79192.html
4. https://moluch.ru/archive/111/27977/
5. https://ds1.lub.obr55.ru/