Инна Кенжегалиева
Использование современных здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование современных здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников»
Эвритмическая гимнастика – это вид оздоровительно развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.
Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:
Публикация «Использование современных здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
- развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
- коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
- улучшение психического состояния (снижение тревожности, агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
- расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
Занятия эвритмической гимнастикой включают элементы аэробики, художественной (упражнения с предметом) и спортивной гимнастики и акробатики, а также ритмической импровизации. Музыка на занятиях стимулирует фантазию и создает настроение, придает танцевальным движениям темп, силу и динамику.
Во время выполнения упражнений дети считают количество шагов либо проговаривают текст песни или стихотворения. Для тренировки дыхательной системы при выполнении упражнений в комплексах, детям даются задания произносить различные звуки - восклицания (бам, оп, ага, а также звукоподражание животным (гав-гав, хрю-хрю). Такие задания дети выполняют с удовольствием.
Затем дети встают рядом с педагогом и, взявшись за руки, образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол.
На фоне равномерных хлопков произносится рифмовка. Дети сначала выполняют задание вместе с педагогом, затем самостоятельно - педагог обозначает только начало каждой части. (Чтобы научить детей дифференцировать движения и динамику различий, хлопки можно заменить, например, шлепками, чередовать шлепки и хлопки).
Разминку выполняют одновременно все дети. Они повторяют движения за педагогом под музыку; причем сначала задействованными оказываются отдельные группы мышц, затем в работу включается все большее их число. Педагог контролирует степень утомляемости детей.
В основной части на первых занятиях разучивание танцевальной композиции или комплекса упражнений проходит следующим образом:
После прослушивания музыкального отрывка дети вместе с педагогом определяют характер музыки (темп, настроение, жанр, пытаются воспроизвести его ритм (прохлопать, протопать).
Затем выполняют движения, характерные для данного произведения.
На дальнейших занятиях педагог предлагает детям самостоятельно найти движения, отвечающие темпу и характеру данной музыки.
После разучивания гимнастических упражнений, танцевальных композиций детям предлагают свободное фантазирование на заданную тему или произвольное движение под музыку. Ритмическая импровизация дает ощущение свободы. Импровизируя, ребенок получает возможность выразить свою особенность, неповторимость, что важно для самоуважения, внутренней устойчивости, последовательности в действиях.
Заключительная часть. Передача ритма от педагога к детям: прохлопывание ритмического рисунка, прослушивание музыкального отрывка, которое дети должны воспроизвести движениями всем телом (пантомима, или отдельными частями тела, или с помощью других средств (голос, предмет, рисунок). Возможно использование обратного задания - передача ритма от детей к педагогу, когда ребенок по желанию может воспроизвести ритмический рисунок, а педагог должен его повторить.
Для расслабления и восстановления используются игры на внимание и игры превращения: «куклы-марионетки», «тряпичные руки», «деревянные руки» и т. д. Для развития мелкой моторики применяется пальчиковая гимнастика и жестовые игры. Воспитатель на протяжении длительного периода играет с детьми в одну и ту же игру, новая вводится только после того, как предыдущая хорошо усвоена. К таким заданиям относятся следующие: «сделать когти», «вымыть руки», «надеть перчатки»; сценка: пальцы правой и левой руки встретились, обнялись, погладили друг друга, попрощались; «танец рук» (пальчики «танцуют» под веселую музыку); «слушать свой ритм» и биение сердца друг друга.
Просмотр видеофрагмента занятия по физическому развитию в подготовительной к школе группе с использование элементов эвритмической гимнастики. 10 мин.
Практическое упражнение: эвритмический рассказ «Лукоморье»