Валентина Куликова
Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
МДОУ «Детский сад № 88»
Выступление
на педсовете на тему:
«Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств у
детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Куликова В. Н.
Саранск 2018
Любовь к Родине – чувство, которое мало поддаётся измерению. Патриотизм – это качество человека, коллектива, общества. Развивается оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Темочки
В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные личностные качества. Но также все прекрасно понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину?
Ребенку нужно донести, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет.
Мы живем в Мордовии. Это Республика со своим историческим прошлым, богатой и прекрасной природой – обширными полями, реками.
Основное богатство Республики - люди. В Мордовии проживают люди разных национальностей. Более всех здесь проживает мордвы, татар, русских. Поэтому важно с детства воспитывать в детях чувство толерантного отношения друг к другу. Безусловно, чувство толерантности формируется под влиянием родителей и педагогов.
Что можно сказать о сегодняшней Мордовии? Наша Республика Мордовия, стала одной из почитаемых Республик России, которая сохранила народные традиции, старинное и песенное искусство, фольклорные образы, народные, красочные костюмы с разнообразием орнаментов, свой национальный язык, Республика, где создан «Приволжский Центр финно – угорских народов», где построен свой «Национальный театр оперы и балета», где по крупицам собраны азы народного национального мастерства, стремление через семью, детские учреждения воплотить духовно – патриотические каноны Мордовской земли – являются багажом для работы всех педагогов.
Нужны ли народные традиции в образовании детей?
Сегодня в век компьютеров, Интернета, полётов в космос трудно представить себе, что деды и прадеды рождались, жили и умирали с первого до последнего дня своей жизни окружённые, как мы сейчас сказали бы, особым культурным полем. Суть всего этого – народные традиции. Да, необходимо знакомить детей с образцами национальной культуры своего народа.
Песенный и танцевальный, эпический фольклор, образцы прикладного искусства оказывают развивающее воздействие. В любых фольклорных произведениях высвечивается природа, образ жизни, душа народа. Песни, стихи, поговорки, обряды, народные празднования – всё это окружало человека с тех самых пор, как появилась речь. Люди знали и соблюдали Божьи Заповеди: что хорошо, что плохо, чего боятся, чему радоваться – на всё это народная мудрость давала ответы. И именно это способствует раннему приобщению ребёнка к национальной культуре, к познанию окружающего мира. Уважение к культуре каждой нации, входящей в многонациональную семью народов России, - важнейший принцип жизни российского общества. Сохранение национальных традиций, культурных ценностей, возможность говорить и читать на родном языке – священное право каждой нации.
Народная культура даёт творческий импульс всем педагогам занимающихся воспитанием детей в патриотическом направлении.
А как прививать детям чувство любви и уважения к родному краю?
Наиболее приемлемый вариант – экскурсии в музеи, встречи с заслуженными людьми, составление тематических альбомов. В музыкальный репертуар включать национальные мордовские праздники, разучивать танцы, одевать народные костюмы и т. д. Однако при всё м сказанном необходимо помнить:
1. Приобщение детей к патриотическому воспитанию следует начинать с раннего дошкольного возраста в детских садах. Большим подспорьем для воспитателей в работе является Региональная Программа «Мы в Мордовии живём».
2. В каком же направлении следует начинать работу? Во-первых, с оформления группы элементами прикладного искусства; во-вторых, с обязательного знакомства воспитанников с геральдикой Республики Мордовия; в-третьих, в целях интернационального воспитания сочетать знакомство с национальной культурой, культурой других народов проживающих в республике; в-четвёртых, систему непрерывного образования педагогических кадров ввести обязательное изучение родной истории и культуры; в-пятых, каждый педагог, занимающийся этой работой должен организовать выставки-передвижки, освещающие вопросы национальной культуры и истории. Постоянно обогащать эти экспозиции. Сохранение национальной культуры для будущего поколения Мордовии – дело государственной важности, потому что, нет на земле великих или малых народов, есть многочисленные и малочисленные.
Общечеловеческая ценность малочисленных народов будет всё время возрастать, потому что, каждый из них несё т в будущее земли людей драгоценные шифры тысячелетий: язык, обычаи, навыки своих предков, неповторимый психологический склад. Как ценно, когда дети могут общаться и работать с педагогами – мастерами, получать ремесло из их рук. Именно такому педагогу, хранителю традиций, обычаев охотно идущему к детям, занимающему активную жизненную позицию открываются детские сердца.