Татьяна Беляева
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умение помогать им.
Нравственное воспитание это и развитие волевых качеств, и умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Кроме формирования самооценки своих поступков, нравственность предусматривает доброжелательную оценку поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а также воспитания уважительного отношения к культуре других народов – это тоже критерии нравственного воспитания ребенка.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу или селу.
В своей работе с детьми я всегда стараюсь привить им понимание того, что их город, дом, лес, река, поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, как трудятся люди их города. Знакомя их с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за свою малую Родину.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и не принимает и осуждает негативные моменты. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране. У каждого народа свои сказки, своя культура. Она не только глубоко национальна, она интернациональна. В ней проявляется общечеловеческое начало. Все народы земли близки в своем счастье и горе, вот почему у разных народов очень много сходных между собой сказок, независимо от языковых и территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому.
Таким образом, успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города и народа. «Те высокие нравственные… чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновит его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А. В. Запорожец.