Эльмира Юмаева
Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе с использованием регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе с использованием регионального компонента.
Художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе с использованием регионального компонента» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Каждое произведение нужно донести до детей, как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Цель работы по приобщению дошкольников к художественной литературе :
• Развивать интерес к художественной литературе.
• Формировать литературный вкус.
• Воспитывать будущего читателя.
Задачи:
• Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества, песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами).
• Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.
• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества).
• Сформировать положительный образ «я», в соответствии с ФГОС.
• Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности.
Своеобразие системы работы:
Своеобразие системы работы я вижу в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, я использую разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, проектную деятельность, так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, смогут приобщить детей к чтению книг.
Методы работы по приобщению детей к чтению :
Словесные:
• Чтение художественных произведений.
• Беседы по прочитанному.
• Заучивание наизусть.
• Пересказ произведений.
• Выразительное чтение.
Практические
• Игры – драматизации.
• Дидактические игры.
«Мы юные пожарные»
• Элементы инсценирования.
• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации)
• Театрализованная деятельность.
Наглядные:
• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
• Просмотр видеороликов, фильмов.
• Оформление выставок.
Выставка «Мини огород на окне»
• Использование разных видов театра.
Формы работы с использованием регионального компонента :
• Занятия по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, знаменитых людей Каменского района, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи.
• Культурно – досуговая деятельность,поездка в ДК.
Экскурсия в музей Кувака.
литературные конкурсы, праздники.
Малые олимпийские игры в ДОУ
Развлечение: «Дорожная азбука».
Интеллектуальные игры
• Свободная от занятий деятельность: экскурсия в библиотеку
оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы»; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно – печатные игры).
Сотрудничество с родителями.
Формы работы:
• Родительские собрания.
• Индивидуальные консультации.
• Семинары – практикумы.
• Папки – передвижки.
• Фото - презентации.
• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в оформлении выставок.
Выводы:
Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:
1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;
2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Мероприятие посвященное к70-л. «Мы – за мир!»