Юлия Кирюшина
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству
Актуальность проблемы:
Использование декоративно – прикладного искусства для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству родного народа.
Темочки:
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с мордовской культурой, в которой дети черпают нравы, обычаи и дух свободы и творчества.
Основная цель:
Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с декоративно – прикладным искусством мордовского народа, через потенциал мордовских народных произведений и художественных промыслов.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач:
• Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям мордовской культуры и истории.
• Продолжать знакомство детей с мордовским декоративно- прикладным искусством.
• Способствовать развитию интереса к мордовским народным произведениям.
• Создать условия для активации творческого мышления детей.
• Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
• Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы.
• Расширять сотрудничество с родителями.
• Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д. так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Я считаю, что воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная и не может решаться успешно без познания духовного богатства своего народа, знакомства с его культурным наследием.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говориться в народе: «с молоком матери» через колыбельные песни, прибаутки, частушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Не последнее место в этом занимают и произведения народного декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству
Предполагаемый результат: системный подходом к изучаемой проблеме, методическая и теоретическая обоснованность исходных решений; применение комплекса взаимодополняющих методов и методик, внедрение полученных результатов в качестве рекомендаций в педагогическую практику дошкольных учреждений
Декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры, признано одним из действенных средств развития детей.
Мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса. Поэтому ознакомление дошкольников с мордовским декоративно-прикладным ис-кусством включено в образовательную область «Художественное творче-ство» примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем».
В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере, что и побудило меня к проведению целенаправленной работы по воспитанию детей на материале мордовского народного искусства.
Работа по примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» позволяет развивать ребенка в этнокультурной среде. Мордовское декоративно-прикладное искусство является источником формирования духовной сферы личности. Уникальные образцы народного искусства мордвы имеют большое значение для подрастающего поколения и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей мордовского этноса.
Народное искусство должно быть широко включено в различные виды детской деятельности:
1) оформление интерьера групповой комнаты;
2) слушание мордовской народной музыки, сказок, рассматривание
народного костюма, вышивок;
3) развитие детского творчества на основе эталонов образцов
декоративного искусства - сначала для прямого воспроизведения, а затем для
творческого осмысления и самостоятельного применения.
Работая над формированием патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству, знакомлю детей с декоративно-прикладным искусством Мордовии, с национальным костюмом.
Одной из важнейших задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя.
В "центре искусства" подобрала дидактические и развивающие игры; папки с силуэтами моделирования, таблицы с элементами народных росписей.
В группе имеются условия для самостоятельной деятельности детей : доступный традиционный (пластин, краски, карандаши и т. д.) и нетрадиционный изобразительный материал для творчества, наличие его разных видов (перья, проволока, фантики и т. д.). Доступен детям различный иллюстрированный материал по темам "Мордовский орнамент", "Гжель", "Дымка" и т. д.
Формы работы по ознакомлению с каждым видом народного искусства разные: что позволяет показать разнообразное содержание предметов, некоторые способы и этапы работы мастеров.
• беседы;
• интегрированные тематические занятия;
• рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• выставки изделий мордовского декоративно-прикладного искусства;
• выставки детских работ;
• просмотры видеофильмов, слайд-шоу, СD-диски;
• экскурсии;
• дидактические игры;
• моделирование;
• экспериментирование с различными художественными материалами;
• развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• художественное слово;
• сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
• проектная деятельность;
• создание рукописных книг по декоративно-прикладному искусству.
Активно использую различные методы и приемы:
• игровой метод;
• одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности) :
• метод обследования;
• наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов, таблиц);
• словесный (беседа, использование художественного слова, указание, пояснения);
• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов);
• эвристический (развитие находчивости и активности);
• проблемно - поисковый (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия);
• метод "подмастерья" (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
• сотворчество;
• мотивационный (убеждение, поощрения);
• жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем находит такой же или одинаковой формы, по цвету, элементу).
Основными задачами моей работы являются:
- развивать у детей устойчивый интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства, вызвать желание не только рассматривать народные узоры, но и научиться воспроизводить их;
- познакомить с характерными особенностями мордовской вышивки (ритм, цветовые сочетания при выполнении декоративного узора, с деталями национального костюма.
Основные принципы работы:
- тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное);
- интеграция народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами детской деятельности;
- активное включение детей в различные виды художественно-творческой деятельности;
- индивидуальный подход к детям, учет их индивидуальных
предпочтений;
- бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком
бы виде оно не проявлялось.
В процессе работы с детьми важно создать такую атмосферу, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно и естественно, стимулировать общение детей, их независимость и самостоятельность.
В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по развитию интереса к предметам декоративно-прикладного искусства, по воспитанию любви и уважения к народным мастерам, гордости за свой народ, знакомятся с национальным костюмом.
Дети искренне радуются, видя яркую красочную одежду на мордовочке. Их веселят различные гремушки (сюлгам, на груди пряжка, на которой сетка из пронизок и медных пуговиц, по бокам звенящие колокольчики). Про национальный костюм так и говорят: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь».
Знакомятся с характерными особенностями одежды мокши и эрьзи. Они узнают о деталях костюма, их предназначении, запоминают сложные названия (сюлгам - нагрудное украшение, пулай - украшение на бедра, панго - головной убор и т. д).
Закрепляя полученные знания и технические умения, дети, создают самостоятельные композиции узоров, используя различные элементы орнамента.
Лепка - лепных изделий (посуды, помогает детям понимать, как мастера передают пластический образ, обобщенность и простоту формы, лаконичность средств выразительности.
Также необходимо знакомить детей с изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры; с художниками и скульпторами - уроженцами Мордовии, с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла.
Важно познакомить детей с произведениями мордовского скульптора С. Д. Эрьзи. Детям предлагаются доступные их пониманию произведения, в процессе восприятия которых они получают представления о созданных скульптором женских мифологических образах, о материалах, из которых выполнены скульптуры, об их влиянии на характер образа. Это способствует развитию у ребенка эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное.
Закрепляю представления детей об иллюстрациях мордовских художников. Дети сравнивают иллюстрации, находят различие в манере исполнения, в средствах выразительности.
Дети седьмого года жизни знакомятся с произведениями живописи современных мордовских художников.
Рассматривая картины, они видят неповторимость изображения природы в разное время года у разных художников, красоту родного города, села, жизнь и быт людей.
Создают сложные узоры мордовской вышивки, как аппликационно, так и в рисовании. Украшаются силуэты мордовской одежды, головные уборы.
Расширяя кругозор детей, даю им новые знания об изделиях, изготовленных на территории Мордовии, о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и по-ниманию народного творчества.
Знакомя детей с мордовской игрушкой, показываю образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отмечая многообразие данного вида прикладного искусства.
Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения.
Игрушки рассматриваются в свободное от занятий время, обследуются, сравниваются. При этом отмечается сходство и различия в росписи, украшении. Так как подлинные игрушки в настоящее время представляют большую редкость, можно использовать образцы педагогов изобразительных студий, художников и мастеров, которые выполнены на высоком художественном уровне и приближенны к оригиналу.
Одним из важнейших педагогических условий в процессе работы с детьми на материале мордовского декоративно-прикладного искусства является активное включение родителей в эту деятельность.
Стараюсь вовлекать родителей в проведение совместных мероприятий, результат которых радует детей, вызывает у них чувство гордости. Приятно услышать из уст ребенка: "Это мои мама и папа сделали!" или "Это мы вместе смастерили!". Ведь воспитание любви к Отечеству выстраивается от любви к своим родным, дому, детскому саду, улице, городу до любви к родной стране. Информацию по данной теме родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, информационных уголках.
Использование потенциала семьи осуществляю путем:
• участия родителей в выставках семейного творчества;
• устройства презентаций семейных традиций и национальных
раритетов;
• проведения совместных прогулок и экскурсий;
• участия родителей во всех праздниках и развлечениях с
этнокультурной тематикой.
Родители - наши самые главные помощники. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие - залог успеха всей такой трудной, но такой необходимой работы.
За время работы опыт детей в области декоративно-прикладного искусства обогатился новыми средствами создания художественного образа. Работы детей стали ярче, выразительнее, композиционно более завершенными благодаря умению применять в своих работах характерные элементы мордовской народной вышивки (елочка, крест, галочка).
Приобщение ребенка к культуре своего народа воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, желание видеть неповторимость родной культуры, участвовать в ее сохранении и приумножении. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своего народа, но и других народов.
В заключении еще раз хочется сказать, что в процессе знакомства с декоративно-прикладным искусством мордовского народа дети учатся находить то общее, что объединяет все его виды и то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов; узнают секреты процесса создания изделий. У них формируется чувство уважения к труду мордовских мастеров и гордость за свой народ.