МААМ-картинки

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Кирюшина
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

Актуальность проблемы:

Использование декоративно – прикладного искусства для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству родного народа.

Публикация «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с мордовской культурой, в которой дети черпают нравы, обычаи и дух свободы и творчества.

Основная цель:

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с декоративно – прикладным искусством мордовского народа, через потенциал мордовских народных произведений и художественных промыслов.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач:

• Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям мордовской культуры и истории.

• Продолжать знакомство детей с мордовским декоративно- прикладным искусством.

• Способствовать развитию интереса к мордовским народным произведениям.

• Создать условия для активации творческого мышления детей.

• Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.

• Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы.

• Расширять сотрудничество с родителями.

• Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д. так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Я считаю, что воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная и не может решаться успешно без познания духовного богатства своего народа, знакомства с его культурным наследием.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говориться в народе: «с молоком матери» через колыбельные песни, прибаутки, частушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Не последнее место в этом занимают и произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

Предполагаемый результат: системный подходом к изучаемой проблеме, методическая и теоретическая обоснованность исходных решений; применение комплекса взаимодополняющих методов и методик, внедрение полученных результатов в качестве рекомендаций в педагогическую практику дошкольных учреждений

Декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры, признано одним из действенных средств развития детей.

Мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса. Поэтому ознакомление дошкольников с мордовским декоративно-прикладным ис-кусством включено в образовательную область «Художественное творче-ство» примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем».

В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере, что и побудило меня к проведению целенаправленной работы по воспитанию детей на материале мордовского народного искусства.

Работа по примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» позволяет развивать ребенка в этнокультурной среде. Мордовское декоративно-прикладное искусство является источником формирования духовной сферы личности. Уникальные образцы народного искусства мордвы имеют большое значение для подрастающего поколения и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей мордовского этноса.

Народное искусство должно быть широко включено в различные виды детской деятельности:

1) оформление интерьера групповой комнаты;

2) слушание мордовской народной музыки, сказок, рассматривание

народного костюма, вышивок;

3) развитие детского творчества на основе эталонов образцов

декоративного искусства - сначала для прямого воспроизведения, а затем для

творческого осмысления и самостоятельного применения.

Работая над формированием патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству, знакомлю детей с декоративно-прикладным искусством Мордовии, с национальным костюмом.

Одной из важнейших задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя.

В "центре искусства" подобрала дидактические и развивающие игры; папки с силуэтами моделирования, таблицы с элементами народных росписей.

В группе имеются условия для самостоятельной деятельности детей : доступный традиционный (пластин, краски, карандаши и т. д.) и нетрадиционный изобразительный материал для творчества, наличие его разных видов (перья, проволока, фантики и т. д.). Доступен детям различный иллюстрированный материал по темам "Мордовский орнамент", "Гжель", "Дымка" и т. д.

Формы работы по ознакомлению с каждым видом народного искусства разные: что позволяет показать разнообразное содержание предметов, некоторые способы и этапы работы мастеров.

• беседы;

• интегрированные тематические занятия;

• рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• выставки изделий мордовского декоративно-прикладного искусства;

• выставки детских работ;

• просмотры видеофильмов, слайд-шоу, СD-диски;

• экскурсии;

• дидактические игры;

• моделирование;

• экспериментирование с различными художественными материалами;

• развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

• художественное слово;

• сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;

• проектная деятельность;

• создание рукописных книг по декоративно-прикладному искусству.

Активно использую различные методы и приемы:

• игровой метод;

• одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности) :

• метод обследования;

• наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов, таблиц);

• словесный (беседа, использование художественного слова, указание, пояснения);

• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов);

• эвристический (развитие находчивости и активности);

• проблемно - поисковый (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия);

• метод "подмастерья" (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

• сотворчество;

• мотивационный (убеждение, поощрения);

• жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем находит такой же или одинаковой формы, по цвету, элементу).

Основными задачами моей работы являются:

- развивать у детей устойчивый интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства, вызвать желание не только рассматривать народные узоры, но и научиться воспроизводить их;

- познакомить с характерными особенностями мордовской вышивки (ритм, цветовые сочетания при выполнении декоративного узора, с деталями национального костюма.

Основные принципы работы:

- тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное);

- интеграция народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами детской деятельности;

- активное включение детей в различные виды художественно-творческой деятельности;

- индивидуальный подход к детям, учет их индивидуальных

предпочтений;

- бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком

бы виде оно не проявлялось.

В процессе работы с детьми важно создать такую атмосферу, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно и естественно, стимулировать общение детей, их независимость и самостоятельность.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по развитию интереса к предметам декоративно-прикладного искусства, по воспитанию любви и уважения к народным мастерам, гордости за свой народ, знакомятся с национальным костюмом.

Дети искренне радуются, видя яркую красочную одежду на мордовочке. Их веселят различные гремушки (сюлгам, на груди пряжка, на которой сетка из пронизок и медных пуговиц, по бокам звенящие колокольчики). Про национальный костюм так и говорят: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь».

Знакомятся с характерными особенностями одежды мокши и эрьзи. Они узнают о деталях костюма, их предназначении, запоминают сложные названия (сюлгам - нагрудное украшение, пулай - украшение на бедра, панго - головной убор и т. д).

Закрепляя полученные знания и технические умения, дети, создают самостоятельные композиции узоров, используя различные элементы орнамента.

Лепка - лепных изделий (посуды, помогает детям понимать, как мастера передают пластический образ, обобщенность и простоту формы, лаконичность средств выразительности.

Также необходимо знакомить детей с изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры; с художниками и скульпторами - уроженцами Мордовии, с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла.

Важно познакомить детей с произведениями мордовского скульптора С. Д. Эрьзи. Детям предлагаются доступные их пониманию произведения, в процессе восприятия которых они получают представления о созданных скульптором женских мифологических образах, о материалах, из которых выполнены скульптуры, об их влиянии на характер образа. Это способствует развитию у ребенка эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное.

Закрепляю представления детей об иллюстрациях мордовских художников. Дети сравнивают иллюстрации, находят различие в манере исполнения, в средствах выразительности.

Дети седьмого года жизни знакомятся с произведениями живописи современных мордовских художников.

Рассматривая картины, они видят неповторимость изображения природы в разное время года у разных художников, красоту родного города, села, жизнь и быт людей.

Создают сложные узоры мордовской вышивки, как аппликационно, так и в рисовании. Украшаются силуэты мордовской одежды, головные уборы.

Расширяя кругозор детей, даю им новые знания об изделиях, изготовленных на территории Мордовии, о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и по-ниманию народного творчества.

Знакомя детей с мордовской игрушкой, показываю образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отмечая многообразие данного вида прикладного искусства.

Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения.

Игрушки рассматриваются в свободное от занятий время, обследуются, сравниваются. При этом отмечается сходство и различия в росписи, украшении. Так как подлинные игрушки в настоящее время представляют большую редкость, можно использовать образцы педагогов изобразительных студий, художников и мастеров, которые выполнены на высоком художественном уровне и приближенны к оригиналу.

Одним из важнейших педагогических условий в процессе работы с детьми на материале мордовского декоративно-прикладного искусства является активное включение родителей в эту деятельность.

Стараюсь вовлекать родителей в проведение совместных мероприятий, результат которых радует детей, вызывает у них чувство гордости. Приятно услышать из уст ребенка: "Это мои мама и папа сделали!" или "Это мы вместе смастерили!". Ведь воспитание любви к Отечеству выстраивается от любви к своим родным, дому, детскому саду, улице, городу до любви к родной стране. Информацию по данной теме родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, информационных уголках.

Использование потенциала семьи осуществляю путем:

• участия родителей в выставках семейного творчества;

• устройства презентаций семейных традиций и национальных

раритетов;

• проведения совместных прогулок и экскурсий;

• участия родителей во всех праздниках и развлечениях с

этнокультурной тематикой.

Родители - наши самые главные помощники. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие - залог успеха всей такой трудной, но такой необходимой работы.

За время работы опыт детей в области декоративно-прикладного искусства обогатился новыми средствами создания художественного образа. Работы детей стали ярче, выразительнее, композиционно более завершенными благодаря умению применять в своих работах характерные элементы мордовской народной вышивки (елочка, крест, галочка).

Приобщение ребенка к культуре своего народа воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, желание видеть неповторимость родной культуры, участвовать в ее сохранении и приумножении. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своего народа, но и других народов.

В заключении еще раз хочется сказать, что в процессе знакомства с декоративно-прикладным искусством мордовского народа дети учатся находить то общее, что объединяет все его виды и то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов; узнают секреты процесса создания изделий. У них формируется чувство уважения к труду мордовских мастеров и гордость за свой народ.

Публикации по теме:

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» «Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное. Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках Лучше — молча.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности В. А. Сухомлинский писал: «Сердцевина человека.

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, нравственно – патриотическое воспитание.

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Самообразование. Актуальность выбранной темы «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них,.

Опыт работы Тема: воспитание патриотических чувств и любви к стране, родному городу у детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно.

Отчет по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников»Отчет по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Цель : Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у.

Проект по формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств «Наши космонавты» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный Участники проекта:дети подготовительной группы, воспитатель Цыбина.

Формирование патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ на 2016-2017 учебный год воспитателя МБДОУ «Детский сад № 57» комбинированного вида Мамаевой Ирины Владимировны.

Сборник материалов по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Введение Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма. Н. Г.

Формирование патриотических чувств у дошкольников Актуальность выбранной темы События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 19:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кирюшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД