Елена Грибанова
Использование развивающих игр В. Воскобовича для обучения дошкольников музыкальной грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Семь гномов встали в семь утра,
Чтоб выучить семь нот,
И с песней вышли со двора
Сказав: «Труба зовёт!»
Пояснительная записка
Данный проект – «Использование развивающих игр В. Воскобовича для обучения музыкальной грамоте дошкольников»
Публикация «Использование развивающих игр В, Воскобовича для обучения дошкольников музыкальной грамоте» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
осуществляется, как музыкальная, творческая деятельность, направленная на повышение уровня музыкальной грамотности и культуры детей, педагогов и родителей.
Интеграционный подход позволяет развивать в единстве музыкальность, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проект имеет практическую значимость и может быть использован в работе музыкальных руководителей и воспитателей, осуществляющих деятельность по музыкальному воспитанию в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования.
Тип проекта.
Творческий.
Направленность проекта – художественно – эстетическая, музыкально-корректирующая, воспитательно – образовательная.
Сроки реализации проекта.
Ноябрь – Декабрь 2019г.
Проект закрыт – Декабрь 2019
Вид проекта.
По количеству участников: групповые музыкальные занятия, развлечения в ДОУ. Взаимодействие с родителями.
По продолжительности: краткосрочный
Участники.
Дети средней группы, родители воспитанников, педагоги ДОУ.
Актуальность проекта
Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Но как ни странно, доступности и простоты в овладении музыкальным языком нет.
Как известно, в процессе восприятия классических, фольклорных музыкальных произведений у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Чтобы приобщить ребёнка к музыкальному искусству необходимо заинтересовать его. Не смотря на то, что в современном мире музыка звучит повсюду, доступности и простоты в овладении музыкальным языком у детей нет. Музыкальные термины теоретических понятий дошкольниками заучиваются трудно, не вызывают познавательного интереса. Нередко дети отказываются разучивать музыкальные термины, давать характеристику классическим пьесам, выделять хлопками и притопами сильную и слабую доли в выполнении музыкально-ритмических движениях.
Для любого педагога главное добиться положительной динамики, достичь поставленной цели, а для ребёнка главное это живой интерес и игра. Процесс усвоения музыкального материала будет гораздо результативнее при использовании развивающих игр В. Воскобовича. Автор рекомендует использовать свой материал во всех направлениях развития дошкольников. Их широко применяли в прошлом и сегодня они остаются актуальными. Возникла идея использования развивающих пособий В. В. Воскобовича на музыкальных занятиях. Особенность игры «Радужные гномы» в том, что она решает несколько задач, в том числе и по музыкальному воспитанию. Такая игра способствует развитию детского творчества, созданию атмосферы свободного и радостного творчества и дают возможность детям узнавать что-то новое и интересное. Данная игра открывает широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи. Введение сказочных персонажей в педагогический процесс позволит перестроить свою работу и перейти от привычных «занятий» к познавательной музыкальной деятельности. Дети помогают и сопереживают сказочным героям, выполняя определённые музыкальные задания, помогают им. Такая, музыкально - художественная деятельность носит творческий, импровизационный, активный характер. Использование развивающей игры «Радужные гномы» на музыкальных занятиях создаёт атмосферу свободного и радостного творчества, даёт возможность для конструктивных действий ребёнка, основанных на фантазировании.
Персонажи, музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальной грамоты, различная атрибутика, создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую музыкальному руководителю организовать процесс обучения музыки в ненавязчивой форме.
В процессе реализации данного проекта совместно с воспитателями и родителями средней группы, используя современное оснащение предметно-развивающей среды музыкального зала, наглядными пособиями и сказочными персонажами из развивающих игр В. Воскобовича, музыкальный руководитель максимально ускорит процесс освоения музыкального языка и овладения нотной грамоты детьми. У дошкольников возникнет устойчивый интерес к музыке, декламации, пластике. Этот интерес в дальнейшем будет являться мотивацией для продолжения обучения и помощью в раскрытии творческого потенциала детей, что даст возможность для успешной реализации личности в социуме.
Цель проекта: Посредством развивающей игры В. Воскобовича «Радужные гномы» помочь детям войти в волшебный мир музыки.
Задачи проекта.
1. Используя развивающую игру В. Воскобовича «Радужные гномы», познакомить детей с нотной грамотой, понятиями в музыке (сильными и слабыми долями, динамикой, темпом и т. д., музыкальными инструментами. Приоретете
2. Активизировать творческое мышление, воображение, фантазию детей.
3. Побуждать детей к импровизации, в разучивании слов, музыкально - ритмических движений, этюдов.
4. Развивать музыкальный слух, творческие способности, эмоциональную восприимчивость детей.
5. Воспитывать ценностное отношение к музыке, как в виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.
6. Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Этапы реализации проекта (План – схема)
Подготовительный этап Выявление проблемы;
разработка проекта. Изучение научно-методической литературы по использованию игр Воскобовича, анализ Интернет – ресурсов по данной теме.
Подбор необходимых материалов: репродукций, музыкальных инструментов, музыкально-дидактических игр и классических, фольклорных произведений
Ноябрь 2019
Основной этап Реализация проекта:
Цикл музыкальных занятий с использованием развивающей игры «Радужные гномы». Просмотр мультфильма с музыкой Э. Грига «Горный король». Знакомство с творчеством Э. Грига
Цикл занятий «Музыкальное дерево»
Выступление детей на родительском собрании с музыкальными номерами.
Выступление на родительском собрании – консультация: «Использование развивающих игр В. Воскобовича дома для музыкального развития детей»
Рекомендация для воспитателей: «Речевые игры про сказочных персонажей под музыкальное сопровождение». Ноябрь –
Декабрь 2019
Заключительный этап Показ итогового мероприятия:
развлечение «Гномы с нотками дружили».
Выставка рисунков «Радужные гномы»
Выставка рисунков «Музыкальный букет»
Декабрь 2019
Перспективный план мероприятий в рамках реализации проекта
Организованная совместная деятельность педагога с детьми
Мероприятия Цели Занятие
Цикл занятий «Радужные гномы»
(Приложение 1)
Познакомить детей с музыкальной грамотой – нотами гаммы «До мажор»
Учить различать низкие и высокие звуки в пределах октавы. 1-2
Выставка рисунков «Музыкальный букет»
(Приложение 6) Предложить нарисовать букет из ноток. Развивать фантазию, творчество.
Прививать рисованием под музыкальное сопровождение любовь к музыкальной грамоте. 3
Занятие «Творчество Э. Грига - «Горный король»
(Приложение 2) Познакомить детей с творчеством композитора. Мультфильмом рассказать и показать детям музыку Э. Грига. 4
Цикл занятий с использованием развивающих игр В. Воскобовича «Музыкальное дерево» (Приложение 3) Развивать у детей музыкальный слух. Учить детей ориентироваться в пространстве на изменение музыки. 5-6
Проведение развлечения
«Гномы с нотками дружили»
(Приложение 4) Закрепить пройденный материал. Развивать чувство коллективизма. 7
Выставка рисунков «Радужные гномы»
(Приложение 7) Предложить детям разукрасить полюбившегося гнома. Развивать фантазию, творчество.
8
Самостоятельная деятельность детей
Мероприятия Цели Занятие
Этюд «Гномы любят танцевать» Развивать творческое воображение и фантазию
Повторение знакомых музыкально-ритмических движений
Формировать у детей интерес к музыкальной грамоте 1-2
Танцевально-игровое творчество «Семья гномов» Развивать танцевальное творчество. Учить самостоятельно, придумывать движения, отражающие содержание песни, музыкальной пьесы
4
Этюд «Работа гномов» с использованием фонариков, деревянными лопатками. Развивать творческое воображение и фантазию используя танцевальные движения с предметами (деревянными лопатками, бумажными фонариками и т. д.). 5-6
Музыкальные игры : «У весёлой речки», «Угадай кто?» Закрепить пройденный материал
1-9
Песенное творчество. Инсценирование песни «Пёстрый колпачок» Развивать песенное и танцевальное творчество; учить придумывать движения к словам песни 1-6
Рисование рисунков «Радужные гномы»
Развивать творчество под музыку
Развивать мелкую моторику рук. 8
Организация совместной работы с родителями
Вид работы Цели Месяц
Консультации для родителей на тему: «Использование развивающих игр В. Воскобовича для музыкального развития детей» (Приложение 7) Заинтересовать родителей играми В. В. Воскобовича, которые можно использовать дома для музыкального развития.
Ноябрь
Выступление детей на родительском собрании: «Музыкальное дерево» (Приложение 8) Выступлением детей наглядно показать родителям, чему научились дети на музыкальных занятиях с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича
Декабрь
Организация совместной работы с воспитателями
Вид работы Цели Месяц
Рекомендации для воспитателей: «Речевые игры про сказочных персонажей под музыкальное сопровождение из развивающих игр В. В. Воскобовича». Повышение компетенции воспитателей ДОО в вопросах музыкального воспитания посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича Ноябрь
Организация совместной работы с узкими специалистами
Вид работы Цели Для кого
Рекомендации автоматизации произношения звуков:
«Возгласы гномов» -
«А-у», «Ё-хо-хо», «У-ух» Рекомендовать учителю – логопеду для работы с детьми над звукопроизношением:
«А-у» - пропевать плавно «а» на нижнем, «у» верхнем регистрах
«Ё - хо - хо»- проговаривать отрывисто, на одной ноте.
«У-ух»- проговаривать на выдохе Учитель - логопед
Рекомендация подвижных игр по теме проекта Для развития у детей передачи музыкального образа при помощи жестов и выразительных поз разучить музыкальную игру «Шёл король по лесу». Инструктор по физической культуре
Рекомендация музыкальной игры «Гномы» по теме проекта
Рекомендовать для работы с пиктограмм-мами на соотношение характера прослушанного произведения музыкальную игру «Гномы»
Подобрать классические отрывки произведений для проведения игры
Педагог - психолог
Используемые образовательные технологии: пособия развивающей игры «Радужные гномы» : Ларчик, гномы и т. д., диски с музыкой русских и зарубежных композиторов, художественная литература, иллюстрационный материал, ИКТ.
Ожидаемые результаты:
1. Дети усвоят элементы нотной грамоты, понятия сильная и слабая доля, динамику, темп, музыкальные инструменты.
2. У дошкольников активизируется творческое мышление, воображение, фантазия.
3. При разучивании слов, музыкально-ритмических движений, этюдов дети раскрепощены, и способны самостоятельно импровизировать движения к песням и танцам.
4. У дошкольников развивается музыкальный слух, творческие способности, эмоциональная восприимчивость.
5. Воспитывается ценностное отношение к музыке, как в виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.
6. Воспитывается культура общения в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Список литературы
1. В. В. Воскобович, Л. С. Вакуленко Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов/ под ред. - М. : ТЦ Сфера, 2015
2. В. В. Воскобович, Л. С. Вакуленко Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов Методические рекомендации к игровому комплекту «Коврограф Ларчик» и игровому комплекту «МиниЛарчик» Санкт – Петербург 2015
3. М. А. Галкина, В. А. Дёмина, В. А. Курепина Музыкальное развитие дошкольников/под ред. – Творческий Центр Сфера 2015
4. Е. Н. Арсенева «Музыкальные занятия» средняя группа/под ред. – Учитель, 2012
5. М. Б. Зацепина, Г. Е. Жукова «Музыкальное воспитание в детском саду»/под ред. «Мозаика – Синтез», 2017