Елена Русинович
Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-развивающей работе по развитию когнитивных процессов у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Когнитивные процессы- познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.
Всем известно, что продуктивные виды деятельности, такие как конструирование, рисование, лепка, аппликация, театральная деятельность и др. способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия, раскрывают творческий потенциал. Занятия различными видами художественной деятельности и конструированием создают основу для полноценного и содержательного общения детей со взрослыми и сверстниками. Однако необходимо сказать, что эти же результаты продуктивной деятельности детей с успехом можно использовать во времякоррекционно – развивающих занятий.
Публикация «Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-развивающей работе по развитию когнитивных процессов у детей» размещена в разделах
В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы :
- Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.
- В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.
- Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.
- Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.
- На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей : усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.
В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Аппликация, конструирование, рисование, лепка, как и другие виды деятельности, является средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться в реальности, эти образы складываются в сознании ребенка. Включение в процесс восприятия и последующего изображения операций анализа, сравнения, уподобления, установления сходства и различия предметов, а так же обобщения, как показывают современные психологические исследования, способствуют интеллектуальному развитию через развитие когнитивных структур мозга. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т. к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Большие возможности для развития творческого мышления кроются в «подвижности» аппликативного изображения: трансформации силуэта для передачи движения объекта, различных поз, передачи настроения с помощью изменения положения частей тела, возможности передать перспективу – далеко, близко, за, перед и т. д. В отличие от рисунка, аппликативным изображением можно «играть», изменяя и трансформируя его, изменяя первоначальный замысел. Дети получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше, делении целого на части (две, четыре, шесть, восемь и т. д.). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
Богатые возможности для развития и коррекции продуктивного мышления дают занятия по конструированию. Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета, образца; у него развиваются познавательные и практические действия. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений, овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный -короткий».
Конструирование используется для развития памяти дошкольника. Чтобы овладеть умением «создавать» необходимо развивать зрительное восприятие – наблюдение и внимание. Ведь для того чтобы построить какой-либо предмет, предварительно необходимо хорошо с ним познакомиться, запомнить форму, величину, конструкцию, расположение частей.
Игры для развития внимания, памяти и мышления.
• Сложи узор.
Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор, потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).
Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.
• Обезьянки.
Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.
Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, можно использовать счетные палочки.
Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).
• Совместная постройка.
Цель игры: развитие образного мышления
Оборудование: конструктор или кубики
Первый игрок сооружает какую-либо абстрактную фигуру, передает ее второму игроку. Тот достраивает фигуру до узнаваемого образа какого-либо объекта. Например, однотипную «горку» из кубиков можно превратить в елочку, собачку или человека.
• Игры с конструктором Lego :
Цель: развития функционального и ресурсного мышления
Соединяем Lego и бумагу (если проколоть ее дыроколом, отверстия идеально подойдут для стыковки с кубиками) — получаем такие фигуры, которые сложно построить только из кубиков чтобы получились новые постройки, новые возможности игр.