Ирина Петренко
Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
«Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».
Я. А. Коменский
В настоящее время школа предъявляет высокие требования готовности ребенка к школьному обучению, высокому уровню развития его психических процессов. Современный мир целиком наполнен различными сигналами, символами, знаками, освоение которых помогает анализировать. Сравнивать, обобщенно воспринимать действительность. По мнению психологов, работа с символами способствует переходу мышления ребенка на более качественный уровень. Поэтому применение методов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми при подготовке их к школе является особенно актуальным. В рамках ФГОС использование мнемотехники реализует интегративный подход, обеспечивающий решение задач из разных образовательных областей т. к. эта технология способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности, мышления. Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемотехника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до нашей эры. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно. Американским психолингвистом Дж. А. Мюллером была предложена классификация ассоциаций, учитывающая и логику, и психологию, и философию, и лингвистику одновременно. Использование в коррекционно-развивающей работе эффективных методов и приемов мнемотехники, которые предотвращают утомление детей, развивают психические процессы и поддерживают познавательную активность, а так же повышают эффективность коррекционно- развивающей работы психолога в целом. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы- это стимулировать развитие интеллектуальных возможностей детей при использовании методов и приемов мнемотехники, в ходе осуществления задач. Образовательных: - научить составлять и работать по таблицам – схемам, коллажам, пиктограммам - способствовать усвоению приемов запоминания, их осознанное применение (зрительной, слуховой, моторной, тактильной памяти); - повышать умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, используя приемы мнемотехники. Воспитательных: - содействовать подчинению своих действий инструкциям взрослого; - формировать и закреплять внимательность, находчивость, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность. Развивающих: - развивать образное и речевое воображение, зрительное и тактильное восприятие; - закреплять развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическим воспроизведении.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с дошкольниками» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Методы и приемы мнемотехники : Ассоциации- нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией. Пиктограммы - зарисовка схематично текста. Метод структурирования материала. Выстраивание предложений в логическую цепочку. Использование способов и приемов мнемотехники и специальных игр в коррекционно- развивающей деятельности, дают прекрасные результаты. В процессе КРР дети научились анализировать, выделять в предметах свойства, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Самостоятельно, по коллажам, излагают тексты связно, последовательно, полно. Совершенствовалось умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, характерные для сказок. Мнемотехника помогла некоторым детям перешагнуть барьер неуверенности, заниженной самооценки, способствовала психологическому раскрепощению, устранила боязнь высказывания. Повысилась самостоятельность детей. Дети стали лучше запоминать слова, тексты, улучшилась моторика рук. Поэтому использование приемов мнемотехники для развития интеллектуальных возможностей дошкольников просто необходимо в настоящее время. Учитывая успехи детей во всех видах совместной деятельности (играх, тренингах, рисовании, отгадывании загадок) на которых я использовала методы и приемы мнемотехники, делаю следующие выводы: введение приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе, стимулирует развитие зрительной, слуховой памяти, а так же внимания, связной речи детей, мышления, воображения. Элементы мнемотехники формируют предпосылки к самообучению, закладывают навыки совершенного восприятия и запоминания. Игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам. Уверена, что применять приемы мнемотехники буду и в дальнейшем.