Марина Цыбульская
Использование инновационных технологий на логопедических занятиях в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.
Цыбульская Марина Владимировна, учитель – логопед высшей категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка», г. Абакан, республика Хакасия.
Аннотация
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях у дошкольников с нарушениями речи.
Биоэнергопластика, кинезиология, ИКТ
Публикация «Использование инновационных технологий на логопедических занятиях в ДОУ,» размещена в разделах
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования.
Система дошкольного образования была деформирована влиянием школы. В детских садах произошла подмена игры учебной деятельностью. Результативность работы детского сада проверялась через призму оценки учителями того, насколько ребенок подготовлен к школе. Такое положение неправомерно ни с точки зрения возрастной психологии, ни с позиции реальных потребностей детей. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стандарт дошкольного детства – это, прежде всего, стандарт «поддержки разнообразия детства». Реализация этого принципа означает, что в детских садах должны быть созданы условия, которые отвечали бы реальным интересам и потребностям детей.
В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Необходимо создать такую предметно-пространственную среду, которая обеспечит собственную активность ребёнка. Предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, функциональной, доступной и безопасной, способной к коррекции и развитию.
Современный педагог должен обладать умением вызвать интерес ребёнка к разным видам деятельности, умение поддержать собственную активность ребенка, развивать любознательность, стремление постигать мир, растить «почемучек», а не просто передавать какие-либо знания. Педагог должен уметь выбрать активные формы обучения, обеспечить индивидуализацию и, вместе с тем, «равные возможности полноценного развития»
В нашем ДОУ применяются современные инновационные технологии. Все педагоги работают над развитием творческих способностей детей, выявлению и развитию детской одаренности. Непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием игровых технологий, нестандартных форм проведения, широко применяются ИКТ, проектно-исследовательская деятельность.
В настоящее время очень важна проблема сохранения и укрепления здоровья детей. В нашем детском саду ведется целенаправленная программа по оздоровлению воспитанников. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться как можно больше времени именно в детском саду, так как это самое благоприятное время для выработки правильных привычек и здорового образа жизни. Поэтому стало актуальным использовать здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.
Изучив технологии Базарного В. Ф. мы стали применять их на занятиях по развитию речи. Занятия проводим в «режиме динамических поз». Дети не сидят постоянно за столами. Там где возможно, выполняем задания, стоя или перемещаемся по группе. В моменты релаксации дети могут прилечь на ковре, послушать спокойную музыку и отдохнуть. Следующая технология – это построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью данной методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, развитие речи эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно – моторных функций.
В своей работе используем упражнения и игры для развития правильной осанки. С огромным увлечением дети выполняют «Алфавит телодвижений», где воспринимая заданную букву, используют мышечное напряжение, соединяя его с абстрактным представлением. Дети телом рисуют любую букву, а это движение, мышление, развитие.
На логопедических занятиях используем точечный массаж и взаимомассаж, который очень нравится детям, массаж рук, пальцев рук, различные пальчиковые игры.
В организационные моменты включаем релаксационные, мимические, имитирующие упражнения. Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией.
Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более увлекательным и занимательным, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Развивая мелкую моторику, создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Также на занятиях используем методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снижает утомляемость, повышает работоспособность.
Использование инновационных технологий повышает результативность коррекционного процесса. Каждая из этих технологий имеет оздоровительную направленность, формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, повышает работоспособность, внимательность, активность. Оказывает стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность, развивает речь.
© М. В. Цыбульская, 2016