Приложение МААМ

Использование приемов комбинаторики в развитии у детей логического мышления

Татьяна Григорьева
Использование приемов комбинаторики в развитии у детей логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование приемов комбинаторики в развитии у детей логического мышления»

комбинаторика –это метод перебора различных комбинаций из заданных объектов, который опирается на рассуждения о возможности различных вариантов выбора, что является эффективным средством развития гибкости мышления.

В данной методике, осуществляется три подхода, в зависимости от уровня подготовленности детей

Публикация «Использование приемов комбинаторики в развитии у детей логического мышления» размещена в разделах

1. Педагог ставит проблему и намечает тактику и стратегию выполнения, само решение ищет ребенок.

2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается коллективный подход).

3. Постановка проблемы, поиск методов решения ребенок ищет самостоятельно (для одаренных детей).

Игры на комбинаторику могут применяться в речевом, познавательном и художественно – эстетическом направлениях. Вводятся в образовательный процесс в основном со старшего дошкольного возраста, частично, фрагментарно со среднего дошкольного возраста.

В речевом направлении лежит комбинирование – сочетание различных элементов в необычных комбинациях, эта методика строится на базовой технике воображения, которая гласит о том, что, если посмотреть вокруг, то вся окружающая нас предметная среда вазы, автомобили, узоры, мебель – это результат комбинирования формы, размера, цвета. В основе метода лежит искусственное комбинирование признаков известного, привычного объекта, в данном случае слово, которое нужно усовершенствовать, совместить с различными признаками других, случайных объектов, что позволяет получить новые, необычные свойства, которые обеспечивают ему возможность выполнять новые функции. “Случайные объекты берутся наугад, из любой открытой книги или просто называются участниками игры”

Например: игра для детей подготовительной группы: по пройденным темам “Дом”, “Головные уборы” Оборудование: доска, тетради, цветные карандаши, наглядные картинки

педагог: Сейчас, ребята, мы превратимся с вами в волшебников портных. Создадим необычный головной убор, который с удовольствием мог бы носить любой человек. Какие головные уборы вы знаете?

Ответы детей

педагог: выбираем шляпу (выставляется картинка).

А теперь (выставляется дом)

предлагаю вам рассмотреть красивый деревянный дом. Опишите, какой он? Подберем вместе как можно больше слов-признаков к слову дом

Дети: красивый, деревянный, теплый, с трубой, уютный, вместительный, большой и т. д Дети в тетрадях могут зарисовать, кто как представляет, схематично

педагог: А теперь, ребята,попробуем все названные свойства перенести на нашу шляпу.

Дети: Шляпа деревянная, вместительная, уютная, теплая, большая.

педагог: Придумаем название нашему чудесному головному убору, совмещая или складывая первые слоги слов “шляпа” и “дом”

Дети: ШЛЯДОМ

педагог: Получилась волшебная, необычная шляпа, похожая на…

Ответы детей

педагог: Представьте только: Идете вы как то по полю и видите такой огромный “шлядом”. Что же мы с ним будем делать, как его мы будем использовать?

Дети:

1 ребенок: Можно ходить в такой шляпе всю зиму и голова не замерзнет;

2 ребенок: Можно ходить сразу же всей семье, ведь “шлядом” большой, вместительный не надо покупать каждому шляпы на зиму;

3 ребенок: Можно жить в таком “шлядоме” всем, и переносить в любые места, где хотел бы пожить.

Управлять процессом комбинирования – значит систематизировать перебор вариантов, с целью осознанного изобретения новых объектов.

Пример игры на комбинаторику для детей старшего дошкольного возраста: нужно обратить внимание на тот объект, который хотелось бы изменить, например шкаф, и переносить на этот объект характерные признаки других случайных объектов, например: цветок.

Отметить характерные признаки второго: Цветок – расцветает\увядает, имеет ножку и лепестки, пахнет,ароматный…

Этот перечень может быть дополнен и другими признаками, и другими случайными объектами. Теперь эти признаки по одному или в произвольных комбинациях переносятся на исходный объект, при этом нужно стремиться использовать признак не только по его буквальному значению, но развить идею нового образа, и получить новые, дополнительные функции.

Шкаф – цветок.

Переносим признаки цветка, на выбранный нами объект. Что получается?

а) Шкаф по расцветке похожий на цветок.

б) Хозяйка положила внутрь шкафа много духов, аромамасел и он благоухает, как цветок.

в) Его ножки тоненькие, узкие похожи на ножку цветка, а двери напоминают распахивающиеся лепестки. Такой шкаф как декорация украшает любую комнату в доме и т. д.

Мебель с такими свойствами широко описана в фантастических рассказах. Поиск вариантов можно продолжить, перенося на шкаф все новые признаки случайных объектов и их сочетаний, причем выбор новых признаков, и перебор всевозможных вариантов происходит бессистемно, случайно

1 Основные положения адаптированной методики:

-Выбор темы, постановка картинок, наглядного материала или графических заметок. На правильности изображения ребенком значков и образов в тетради по мере нахождения свойств-признаков концентрироваться не следует, действия должны быть раскованными и свободными.

-Заготовленные карточки, наглядный материал по подобранным объектам, должен сочетаться с кругом изучаемых тем.

-При выборе объектов, необходимо, чтоб они были из разных тематических недель

2. Постановка вопросов (поиск и предложение возможных вариантов исследования, сбор словесного материала, компоновка свойств-признаков).

• учитываем, что итоговый объект должен отличаться в лучшую сторону (например, фея превратила тыкву в карету, также и дети как волшебники создают новый предмет, с новыми свойствами, получая тем самым улучшенный образ).

• создание нового образа сопровождается – рисунком, зарисовкой,

• при переносе свойств с одного объекта на другой, обьяснить, что лучшие свойства побеждают худшие.

• дети должны сами перечислить признаки (можно с помощью педагога)

3. Подведение итогов (составление рассказа, обобщение полученных данных).

• дети (с помощью педагога, придумывают название новому получившемуся объекту (по принципу совмещения последних или первых слогов, выбранных объектов).

• по результатам занятия можно составить рассказ (по принципу морфологического анализа) на обобщающем или итоговом занятии, придумывая различные персонажи или вставляя слова-действия.

Занятия-игры такого плана можно назвать: “Юный волшебник”, “Юный фантазер”.

Целый раздел комбинаторики, занят поиском ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или другом случае.

На экране вы видите пример таких заданий

Давайте сейчас мы с вами займем место детей и поймем сколько же есть вариантов решения этой задачи. (аудитория называет варианты, я себе фиксирую на листок) У нас набралось… вариантов. когда я проводила эту игру со своими ребятами, у нас получилось столько вариантов, давайте посмотрим

Методические указания: для того, чтобы остальным детям было легче контролировать соблюдение правил игры, воспитатель может выдать игрокам по геометрической фигуре (круг, треугольник и квадрат). Каждый раз, когда игроки по команде «Ночь!» садятся, воспитатель рисует на доске полученную комбинацию. Игра продолжается до тех пор, пока не обнаружатся все возможные варианты (их шесть).

В процессе игры могут возникать ситуации, когда играющие повторяют расположение или не могут найти новое. Тогда им могут помочь ребята группы.

К концу игры необходимо, чтобы дети осознали важность введения правила, которого надо придерживаться в игре. Анализируя полученные

расположения, нужно, чтобы они заметили, что каждому игроку нужно садиться на первое место дважды, а двум другим при этом меняться местами. Игру можно предложить в качестве физкультминутки.

Когда мы с детьми играли в эту игру, они были очень увлечены переборами различных вариантов. А сейчас давайте посмотрим сколько же получилось вариантов

Данные игры можно использовать в основном с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме, чтобы дети могли соревноваться, создавая разные комбинации. Такие игры можно использовать не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Продолжать эту работу желательно и необходимо далее, в школе, т. к. эти игры развивают логическое мышление, воображение и память детей.

Но в настоящее время уже дети раннего возраста способны использовать комбинированные способы и путем экспериментирования разобраться в простейших ситуациях взаимодействия двух факторов.

Основным ожидаемым результатом является развитие творческих способностей, комбинаторного мышления, приобретение новых знаний, получение опыта исследовательской работы

А сейчас и мы с вами попробуем поиграть в игру по комбинаторике на развитие логического мышления.

Перед нами три цифры

(аудитория перечисляют двузначные числа, я даю фишки тем, кто ответил и подводим итоги)

Благодарю за внимание.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов комбинаторики в развитии у детей логического мышления
Опубликовано: 23 октября 2020 в 17:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов комбинаторики в развитии у детей логического мышления» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Григорьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД