Ольга
Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Мой опыт успешно был использован в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ментальными нарушениями
https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-predmetov-zamestitelei-v-korekciono-razvivayuschem-obucheni-doshkolnikov-s-mentalnymi-narushenijami.html
Миндруль Лена
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕХНОЛОГИЕЙ
Игровую технологию для обучения детей с ЗПР я реализую через использование в работе предметов – заместителей.
Публикация «Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Предметами – заместителями выступают повседневные домашние предметы - пластмассовые бельевые прищепки разного цвета и размера.
ОСНОВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать и закреплять сенсорные навыки;
• формировать пространственные представления;
• развивать коммуникативную функцию речи;
• развивать воображение, память, внимание;
• развивать ручную умелость и межполушарные взаимодействия.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Показываю прищепки. Рассказываю об их предназначении в быту. Предлагаю рассмотреть прищепки и поиграть с ними.
Показываю, как прищепку можно прицепить к краю коробки,
сопровождаю словами:
Наша мамочка устала,
всю одежду постирала.
Милой маме помогу.
Все прищепки соберу
прищепка может «открывать» и «закрывать ротик» прищепка «превращается» в волка ритмично открывает и закрывает «волчью пасть», приговаривая:
Серый волк – зубами щелк.
Не боимся тебя волк
«Крокодил»
В зоопарке воробей пообедал у зверей.
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТОВ - ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
Игровой пальчиковый тренинг
Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе.
Прищепка удерживается указательным и большим пальцем.
Ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.
«Лиса»
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Ротик открывает, курочек пугает.
«Гусь»
«Га-га-га, - гогочет гусь,
Я красотой своей горжусь»
«Глупая ворона»
Производится наклон кисти с прищепкой к столу, захват фантика.
Увидела бумагу – да как её ухватит.
Думала конфета, оказалось фантик
«Птичка»
Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево. Руку с открытой
прищепкой наклонить к поверхности стола и закрыть (повторить
несколько раз). Затем рука возвращается в исходное положение.
«Черепашка»
Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания
текста. При произнесении последней строки прищепка «кусает» за палец
левой руки.
Ах, обжора-черепашка!
Панцирь — вот ее рубашка.
Поплывет — и цапнет рыбку,
Съест с довольною улыбкой.
Отдохнет она немножко,
На обед поймает мошку.
Если ужинать пора
В следующих упражнениях задействованы обе руки.
Ритмичное открывание и закрывание прищепок по ходу проговаривания
текста.
«Собаки»
Две собаки лают. Друг друга не кусают.
Только голос подают. Видно зубы берегут.
«Грачата»
Двое маленьких грачат.
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
очень есть они хотят.
ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
Можно применять прищепки в разыгрывании сценок. Взрослый и
ребенок воспроизводят диалог персонажей. Замещая их «говорящими»
прищепками.
«Волк и лиса»
Серый волк в густом лесу.
Встретил рыжую лису.
Лизавета, здравствуй!
Как дела, зубастый?
Нечего идут дела.
Голова пока цела.
«Петушок и собака»
- Кукареку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать!
- Петя-Петя-петушок!
- Не буди меня, дружок!
Спать я ночью не могу
Дом я ночью стерегу.
СЕНСОРНЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель: обучение соотнесению предметов по цвету, величине.
«Коробочки»
Материал: 4 коробочки с приклеенными на дно кружочками основных
цветов, прищепки основных цветов (по 3 – 4 штуки).
Ход игры – ребенок выбирает и прицепляет прищепки на края коробок,
соотнеся цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.
«Разноцветный заборчик»
Закрепление названий основных цветов, величин, умение группировать
по заданному признаку, ориентация на плоскости.
Ребенок должен построить заборчик: чередуя прищепки по цвету,
величине (большой, маленький, прицепить их к верхней (нижней)
стороне плоскости картона.
«Магазин»
Цель: закрепление понятий о цвете и величине предметов. Умение
группировать предметы по заданному признаку.
Материал: 4 стаканчика и по 4 конфеты с фантиками определенного цвета. 2 стаканчика и по 4 конфеты «больших» и «маленьких».
«Шаль с бахромой»
Цель: закрепление понятий «большой» - «маленький»
Ход игры: Ребенку взрослый дает по квадрату и поднос с прищепками.
Предлагается украсить шаль бахромой, чередуя: большая – маленькая.
Упражнение «Разложи по коробочкам»
Цель: закрепление понятий о величине предметов. Закрепление умения
группировать предметы по заданному признаку. Развитие ручной
умелости.
Материал: 2 стаканчика и по 2 набора мебельных кнопок разного размера.
Упражнение «Собери бусы»
Цель: обучение (или закрепление) соотнесению предметов по цвету.
Ход игры: Ребенку предлагается собрать бусы по образцу используя
крупную мозаику.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ УСВОЕНИИ ДЕТЬМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
При ознакомлении со схемой собственного тела эффективно использую
прищепки в качестве «материальной опоры», обозначающие такие
абстрактные понятия, как «право» -
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ УСВОЕНИИ ДЕТЬМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
При закреплении пространственных отношений на плоскости (например,
прищепка крепится к краю листа картона (ковра)названной части –
правом верхнем углу, в нижних углах листа и т. д.).
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ И МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Данные упражнения выполняется одновременно обоими руками:
• Захват косточек или фантиков.
• Нанизывание прищепок на шнурок.
Ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
«Лошадка»
Прокати, лошадка, нас
Не один, а много раз.
По деревне сделай круг
И ступай пастись на луг.
«Лиса»
Знает лисонька – лиса:
В шубе вся ее краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
«Волк»
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит волк
молчком,
Уши серые торчком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
• А. С. Галанов Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет М., 2003.
• П. Я. Гальперин Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.
• М. М. Кольцова Ребенок учится говорить. - М., 1973.
• В. Степанов «Про зверят» Омега, 2002.
• С. Ю. Кондратьева «Если у ребенка задержка психического развития» «Издательство «Детство-Пресс», 2011.