Получи документы

Использование пиктограмм для активизации предикативной лексики у старших дошкольников

Нелли Шагоренко
Использование пиктограмм для активизации предикативной лексики у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В. А. Сухомлинский писал, что истоки возможностей и талантов детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с инструментом (ручкой, карандашом, тем труднее движения нужные для этого взаимодействия, тем яснее творческая стихия детского интеллекта, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок разумнее.

Публикация «Использование пиктограмм для активизации предикативной лексики у старших дошкольников» размещена в разделах

Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным. Пиктограмма относится к невербальным средствамобщения: это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

У детей с ОНР особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, облегчающие процесс запоминания и увеличивающих объём памяти. Овладение приемами работы с пиктограммами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики». Я часто использую пиктограммы в своей работе, детям это очень нравится и значительно облегчает им процесс запоминания какой-либо информации.

Практически все виды деятельности, в том числе и изобразительная, благоприятно влияют на развитие речи ребёнка. Применение изобразительной деятельности очень хорошо помогает справиться с нарушениями речевого аппарата, в частности и с дизартрией. Работа с ножницами, бумагой, глиной, пластилином, красками, карандашами – это только сенсорно-двигательные упражнения. Такая деятельность помогает развить в ребёнке углубленное восприятие об окружающих его предметах, благоприятно влияет на проявление умственной и речевой активности. Именно этим и определяется её связь с коррекционным обучением ребёнка. Первостепенным качеством развития дошкольника в период подготовки его к школе является формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет собственной актуальности. Исследователи Института физиологии детей и подростков АНН дали научное обоснование об необходимости развитии функциональных движений пальцев рук. Ученые считают, что степень развития речи располагается в непосредственной зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М. М Кольцовой, «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, в особенности велика здесь была роль руки. Конкретно руки дали возможность развивать путем жестов тот основной язык, с поддержкой которого происходило общение первобытных людей. Формирование функции руки и речи шло синхронно. Ход развития речи ребёнка практически идентичен. Вначале формируются тонкие движения пальцев рук, потом возникает артикуляция слогов. Все следующее совершенствование речевых реакций стоит в непосредственной зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Говоря иначе, рассматривая кисть руки как орган речи, то можно сделать вывод, что проекция руки – это еще одна речевая зона мозга. Исследования касательно движения рук проводились на протяжении всего развития человечества. Интерес к этой теме проявлялся как со стороны психологов и преподавателей, так и других экспертов, и профессионалов филологических, лингвистических, исторических и биологических направлений, ведь руки, имея многообразие различных функций, все же специфический орган человека. Онтогенез интересен развитием действий рук ребенка. Великий ученый И. М. Сеченов был одним из первых, исследователей, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений малыша, как итог созревания определенных нервных структур. В его трудах говорилось «что движения рук человека не предопределены его наследственностью, а происходят в процессе воспитания и обучения. Это непосредственный результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой». По мнению же М. М Кольцовой, развитие речевых областей начинается под влияние кинестетических импульсов от рук, а именно от пальцев. Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Стоит отметить, что общая моторика при этом может не пострадать, а иногда и вовсе быть выше нормы. Ученые установили, что процесс переучивания левшей в дошкольном возрасте, становится причиной возникновения заикания. Все эти факты обязаны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, в каком месте отставание, задержка развития моторной стороны речи. Ближе к шести, семилетнему возрасту ребенка заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, подходит к завершению и формирование мелких мышц кисти. Недостаточность моторики рук у деток с дизартрическими нарушениями проявляется в сглаженной и стертой форме. Таких детей сразу видно, ведь на занятиях по изобразительной деятельности они неуверенно держат карандаш, руки часто бывают напряжёнными. Многие дети не любят рисовать. В особенности заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются сложности пространственного расположения частей. Сторониться выполнение действий, которые трудны, чаще всего заставляет ребенка возмущенность со стороны взрослых неудачам ребёнка. Особый интерес вызывают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, точно так же, как и письмо, является инструментальным действием. Рисование намного сложнее, чем элементарное перемещение рукою: так как нужные движения кончика рисующего карандаша вероятны лишь в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять 47 ими, контролировать их. При этом возраст 6-7 лет является основным для развития кисти рук. Совершенствование движений пальцев рук у людей совершенствовались на протяжении огромного количества лет, так как с каждым столетием люди делали руками все более сложную и кропотливую работу. Это спровоцировало увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Формирование функции речи и руки в людей проходило одновременно. Речевой процесс формирования у ребёнка практически таков же. Вначале развитие претерпевают тонкие движения пальцев рук, уже потом возникает артикуляция слогов. Остальные же параметры улучшения речевых реакций находятся в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцами. Сотрудники детского изотворчества выделяют необходимость овладения техникой и основами изобразительного искусства способствующие созданию рисунка, как основополагающий фактор к возможности изображения. А. Г Ковалев отмечает: «В руке художника находятся высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений». В ходе изобразительного творчества оказывается естественный массаж на жизненно важные биологические точки, находящиеся на руке ребёнка. Рисуя, занимаясь аппликацией или вырезая из бумаги ребёнок развивается, вырабатывает коммуникативные аспекты. Рождается общая умелость рук, совместно с мелкой моторикой. Движения рук ребёнка становятся совершенными за счет контроля со стороны зрения. Приобретаемые навыки, опыт оказывает непосредственное влияние на развитие физических и психологических процессов. Кроме того, увеличивается функционирование мозга, решаются мыслительные задачи. При работе рук, мозг начинает укреплять чувства, объединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в гораздо трудные, интегрированные образы и представления. Занятия изобразительной деятельностью помогают детям познакомится с новыми словами, учат понимать, воспринимать, различать, распознавать, применять и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, их признаки и действия. Всевозможный наглядный материал помогает ребёнку более детально определить названия предметов, признаков и действий. Ребёнок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого человека. Учится воспринимать значение относительно усложняемых выражений, при этом уточняя их грамматические, фонетические и лексические оттенки. Продуктивная деятельность способствует ускоренному протеканию развития и восприятия речи у детей с речевой патологией. Речь приобретает практическую значимость и имеет большую смысловую наполненность для выполнения предложенной деятельности. Разнообразные виды изодеятельности благотворно влияют на формирование речи, так как при её осуществлении появляются множество вопросов и проблемных ситуаций, решение которых содействует появление речевой активности. Из этого следует, что проблемные ситуации формируют коммуникативные направления речи. Стоит отметить, что продуктивная деятельность имеет огромный познавательный, воспитательный и коррекционных смысл, всё благодаря своей наглядности. Усвоение речевого материала детьми осуществляется намного быстрее, объяснить это можно тем что нередко на занятиях по изодеятельности в качестве наглядной опоры нередко используются естественные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, применяется на разных этапах коррекционной работы с различными речевыми целями, а его использование варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный комплект фраз, слов, произносимых взрослыми в различных речевых композициях, делает слово мобильным, подвижным. Структурный облик уточняется. Постепенно слово укрепляется сначала в пассивном, а затем и в активном словаре ребёнка во всех 49 многообразиях его форм. Наиболее высокие показатели наблюдаются при ежедневном использовании наглядного материла, оречевлении всех демонстрируемых действий, предметов. Усвоение речевого материала наиболее продуктивно осуществляется, когда на протяжении всего периода работы, дети находятся в условиях посильного и индивидуального исполнения поручений логопеда и воспитателя. Ребёнок играет с материалом производя с ним всевозможные действия.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников Обмен опытом "Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников" Речевое общение – одна из главных.

Презентация «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу с вами поделиться наработками по своей методической теме "Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе.

Консультация для педагогов «Приемы активизации внимания у дошкольников» Консультация для педагогов "Приемы активизации внимания у дошкольников". • Психологические основы учения по П. П. Блонскому. Учение – работа,.

Использование дидактических игр в ознакомлении старших дошкольников с родным городом Всем известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному городу – месту, где родился человек. Академик Д. С. Лихачёв отмечал:.

Использование ИКТ в развитие монологической речи старших дошкольников Развитие связной речи у старших дошкольников проходит достаточно сложно, их речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми.

Использование краеведческого материала в работе учителя-логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников ФГОС предусматривает значительную часть времени (40%) в программе дошкольного образования на реализацию регионального компонента. Краеведение.

Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников Тема: «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников» Познавательная деятельность является.

Интерактивный куб и его инновационное использование для активизации в работе с детьми и их родителямиИнтерактивный куб и его инновационное использование для активизации в работе с детьми и их родителями ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО КУБА. Мы представляем вашему вниманию интерактивное пособие. Интерактивный куб и его инновационное использование.

Проект «Использование метода мнемотехники в развитии старших дошкольников» Цель проекта • Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста, с использованием элементов мнемотехники. Тип.

Использование иллюстраций при ознакомлении с художественной литературой старших дошкольников Варламова Л. В., Яворская М. А. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе: «Какие бывают книги». Программное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование пиктограмм для активизации предикативной лексики у старших дошкольников
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 22:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование пиктограмм для активизации предикативной лексики у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Нелли Шагоренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД